Реконструкция Апраксина двора: четвертая попытка преодолеть полуторавековое проклятие

24 окт, 22:10
Александр Саблин
Совет по сохранению культурного наследия одобрил превращение вещевого рынка в культурно-деловой центр с театром, музеем и гостиницей. Ирония ситуации в том, что это уже четвертый проект за 10 лет. Впрочем, Гоголь заподозрил неладное еще в 19 веке.
Апраксин двор/ Фото: vk.com/pitereshaet

Музей и театр вместо барахолки

За семь лет привычный облик «Апрашки» изменится до неузнаваемости. Во всяком случае в это верят в Смольном. Уже в следующем году нынешних арендаторов Апраксина двора начнут перевозить на новую площадку. А во вторник совет по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга одобрил проект реконструкции комплекса на сумму 20 млрд рублей от «Студии 44» Никиты Явейна.

Аппартаменты над торговыми помещениями «ритейл-парка»/ Фото: apraksin-dvor.com

Уже больше 250 лет на этой территории идет торговля. Новая же концепция оставляет лишь небольшой продуктовый рынок и «ритейл-парк», которые займут менее 15% используемой площади. Зато появятся театральный и музейный кварталы. Если все пойдет как надо, то удача улыбнется БДТ – у театра появится долгожданная экспериментальная сцена. А петербургского купечества будет собственный музей.

Фото: apraksin-dvor.com
Фото: apraksin-dvor.com

Большие территории предусмотрены под апартаменты и кафе. Также планируется построить гостиницу. В «галерее искусств и ремесел» приютят художественные мастерские, в «креативном квартале» - студии и коворкинги. Геометрическим центром комплекса и его главным публичным пространством сделают Яблочную площадь. Предусмотрено строительство подземных проездов и автостоянок.

Фото: apraksin-dvor.com
Фото: apraksin-dvor.com

Есть лишь одно «но». Это уже четвертый проект реконструкции за последние 10 лет, и до сих пор каждый раз все в итоге шло не по плану. Более того, Апраксин двор вызывает серьезное беспокойство с середины 19 века.

Радикалы, террористы, головная боль МВД

Сейчас там нередко находят запрещенную литературу и ловят мигрантов, симпатизирующих исламскому фундаментализму или подозревающихся в терроризме. Но и 150 лет назад было не легче.

Дело в том, что тогда Апраксин двор был центром книжной торговли. Именно здесь имелся самый большой в стране выбор литературы как для букинистов, так и для непритязательной публики. А порой можно было отыскать и запрещенные властями издания. В 1862 году на фоне либеральных реформ Александра Второго популярность радикальных идей была крайне невысокой. В мае появилась прокламация «Молодая Россия». Она содержала, как определили бы сейчас, призывы к террористической деятельности, и потом понеслось...

Фото: apraksin-dvor.com
Фото: apraksin-dvor.com

Сначала в Петербурге запылали страшные пожары. А 28 мая случился самый крупный пожар за последние 155 лет - в Апраксином дворе. СМИ того времени быстро увязали появление прокламации и новую беду. Все началось с горящих лавок, а к вечеру огонь охватил уже четырехугольник между Апраксиным переулком, современной улице Ломоносова, Садовой улицей и Фонтанкой. За мостом Ломноносова горели столь же обширные площади, вспыхнуло и здание Министерства внутренних дел. В итоге поджигателей так и не нашли.

Картины, взрывающие мозг

Галерея искусств и ремесел вполне соответствует традициям Апраксина двора. Тот, кто внимательно читал Гоголя, помнит, что еще в 19-м веке в этом месте окопались весьма странные художники, рисовавшие подозрительные картины.

Фото: apraksin-dvor.com
Фото: apraksin-dvor.com
«Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе. Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большею частью были писаны масляными красками, покрыты темнозеленым лаком, в темножелтых мишурных рамах. Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индейского петуха в манжетах, нежели на человека – вот их обыкновенные сюжеты», - так начинается повесть «Портрет».

Щукин двор – это часть территории нынешней «Апрашки». Главный герой купил там картину – портрет старика с необыкновенными живыми глазами с «неестественным выражением». И в итоге закончилось все очень плохо, всех обладателей портрета преследовали страшные несчастья и личные трагедии.

Новое проклятие Апрашки

Стадион Кирова не могли перестроить десять лет. Все над этим смеются, хотя «Зенит» уже давно играет на великолепной современной арене. Что говорить об Апраксином дворе – там в течение тех же десяти лет так и не зашли дальше проектов перестройки.

К слову, у Апрашки есть еще кое-что общее с «Зенит-Ареной». И там, и там пробовал свои силы олигарх Олег Дерипаска, и орешек в обоих случаях оказался ему не по зубам. 10 лет над реконструкцией комплекса ломали голову знаменитые британские архитекторы барон Норман Фостер и Крис Уилкинсон. Победил последний. В планах у него была стеклянная крыша, а внутри обновленных помещений планировалось разместить гостиницы, офисы и арт-мастерские. Все это оценили в 40 млрд рублей. Но за следующие пять лет инвестор не зашел дальше забора, и в 2013 году контракт с «Главстроем» Дерипаски был разорван.

Дальше за дело взялось архитектурное бюро Тимура Башкаева.

Проект архитектурного бюро Тимура Башкаева  Фото: abtd.ru
Проект архитектурного бюро Тимура Башкаева/ Фото: abtd.ru

Это было время грандиозного плана Георгия Полтавченко о сохранении исторического центра за 4 триллиона рублей. На этот раз проект предусматривал максимально бережное обращение с фасадами, подземное пространства от греха подальше решили даже не трогать. План был хорош, но у него был один большой минус – никто так и не объяснил толком, откуда взять все эти триллионы.

Наконец, настала очередь Никиты Явейна и его «Студии 44». Он включил в проект квартиры-лофты с мансардами и подземные паркинги с подсобными помещениями, уже тогда предполагались музейный и театральный кварталы. Все это удовольствие оценили в те же 20 млрд. Треть суммы должен был вложить город – на создание инженерной инфраструктуры и дорожную сеть. Однако Георгию Полтавченко план не понравился, и Никите Явейну пришлось выигрывать новый конкурс и все переписывать.

Учитывая, сколько замечательных архитекторов потерпели крах в Апраксином дворе, приходится признать – проблема точно не в них. И, конечно же, не в городских властях, которые никак не могут найти эффективного инвестора и создать для него взаимовыгодные условия. Виновата нечистая сила, что со времен Гоголя гнездится в этом проклятом месте.