Радиация, стеклянный купол и еще сто причин отложить переезд Верховного суда в Петербург
Верховный суд обнародовал мотивировочную часть решения по высотному регламенту в Петербурге. По иронии судьбы, это определение может ударить по планам самого суда насчет переезда на берега Невы, затянув его на неопределенный срок. Совпадение? Скорее всего да, но забавное. Не секрет, что сами судьи не горят желанием покидать Первопрестольную.
Ударили по куполу
Знаменитые панорамы исторической части Петербурга зависят от перспективы. Если в центре города или рядом с ним построить современную высотку из стекла и бетона, как это давно делают в Москве, город навсегда утратит свой неповторимый шарм. Именно поэтому столько споров в Северной столице ведется насчет высотного регламента. Он определяет максимально возможную высоту зданий в каждом конкретном месте. Превышать ее нельзя. Во времена Валентины Матвиенко произошел показательный прецедент, когда компанию «Эталон ЛенСпецСМУ» заставили сносить верхушку нового здания товарно-фондовой биржи на Васильевском острове. С тех пор к данному вопросу застройщики относятся с особым пиететом.
Однако в 2009 году в городе вступил в силу закон, легализующий исключения из правил. Башни, шпили, аттики, балюстрады, дымовые трубы, прозрачные верхушки атриумов разрешили строить выше контрольных точек. Согласно документу, ограничения можно превышать на треть. Но при этом башенка не должна занимать больше 10% от общей площади кровли.
Многие градозащитники посчитали, что закон открывает лазейку для масштабных злоупотреблений. В конце концов они оспорили исключения сперва в городском суде, а после отказа и в Верховном. И там к их аргументам неожиданно прислушались. Согласно определению суда, шпили и башенки входят в состав основных параметров зданий, а пункт об исключениях является незаконным. Следовательно, правовой статус всех сооружений, которые успели возвести за счет лазейки, оказался под вопросом. Многие архитекторы считают, что данное решение парадоксальным образом отрицательно скажется на облике исторической части города. Вопреки благим намерениям градозащитников.
- Эти десятипроцентные разрешения создавали какой-то динамизм в архитектурных проектах. Теперь все будут выгребать под карниз, все будет ровненько и бедненько. Трубы будут прятать, силуэт наш, в том числе в исторической части, станет гораздо более современным, чем он мог бы быть. То есть, они борются фактически с историческим обликом, – заявил 78.ru руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн.
Интересно, знали ли судьи при вынесении решения, что проектировщики их квартала в Петербурге также воспользовались пунктом об исключениях? Помимо здания суда, жилых корпусов для судей и парка там расположится Дворец танца Бориса Эйфмана. Согласно проекту бюро Speech, его стеклянный купол достигнет 35 метров в высоту. Теперь, возможно, концепцию придется пересматривать.
Борьба с монополией
Ранее стало известно, что и без этого переезд суда откладывается на неопределенный срок. Он сможет состояться не ранее 2022 года. Управление делами президента пересмотрело график финансирования проекта. В общей сложности его оценивают в 36 млрд рублей. 13 млрд должны были потратить до конца этого года, но пока работы идут ни шатко – ни валко, и на месте будущего суда до сих пор зеленеет травяной холмик. В итоге деньги перекинули на 2020 год, строительные работы продолжатся и в 2021-м.
В задержке винят антимонопольщиков. Дело в том, что УФАС отменило итоги обоих конкурсов на строительство судебного квартала. ООО «Каскад Энерго», входящее в группу «Ташир», должно было за 5,8 млрд возвести четыре жилых корпуса на 600 квартир, а ООО «Кредо» - здания Верховного суда, судебного департамента и театра Эйфмана за 28,9 млрд. Однако в итоге жалоба «ПСБ ЖилСтрой» была признана правомерной. Конкурсную документацию предписали пересмотреть. А новые тендеры до сих пор так и не были объявлены.
По оценкам специалистов, четыре года – это минимально возможный срок для реализации подобных проектов. Но это если в процессе не будут пересматривать документацию и не произойдет других случайностей, которые раз за разом бьют по срокам сдачи крупных проектов. А решение Верховного суда может как раз привести к тому, что документацию придется переделывать.
Незаметная радиация
Тем временем продолжаются споры о том, осталась ли на территории, подлежащей застройке, радиация. Дело в том, что раньше там находился Государственный институт прикладной химии. Ученые проводили эксперименты, ни в чем себе не отказывая. Они же не знали, что на этом месте в далеком будущем предстоит жить и работать уважаемым людям, так что руководствовались исключительно интересами науки.
Экспертиза 2011 года выявила многочисленные источники радиации. Тогда на повестке стояла реализация другого пафосного проекта – «Набережная Европы».
«ВТБ-Девелопмент» планировал возвести на месте института жилье и торгово-офисные помещения. Опасные отходы начали вывозить. Однако вскоре появился проект переезда суда, и от Набережной Европы отказались.
В управделами президента уверены, что в процессе инженерной подготовки прежний инвестор вывез все опасные отходы. Ряд СМИ оспаривают этот вывод, однако вариант намеренной диверсии против судей вряд ли стоит брать во внимание. Для экологического мониторинга строительной площадки наняли специальную компанию. Но, вероятно, даже одни только разговоры о радиации судьям в преддверии переезда также не добавляют оптимизма.