Театральному Петербургу грозит финансовая революция

18 окт, 23:10
Александр Саблин
В Смольном изучают опыт Москвы, которая переводит театры на новую схему финансирования. Идея проста – распределять деньги по прозрачным алгоритмам. Но можно ли изобрести идеальную формулу, которая учтет все нюансы творческой жизни?
Сцена из спектакля Театра музкомедии «Белый. Петербург»/ Фото: muzcomedy.ru

Театр как математическая задача

Что надежнее – экспертные оценки или строгие алгоритмы? Кто даст более релевантные данные – специалист-профессионал или немая формула? Старый ученый спор, кажется, докатился до петербургских театральных подмостков. В науке побеждают сторонники алгоритмов, и чиновники все чаще опираются на их мнение в самых разных сферах – от распределения госзаказа до ЕГЭ. Глава комитета по культуре Константин Сухенко рассказал о том, что в Смольном присматриваются к московским театральным реформам. Там с этого года внедряют новую схему финансирования – грантовую. Идея в том, чтобы распределять средства из бюджета по прозрачным формулам. Основная переменная – зрительский интерес. При этом театры наделяют большей самостоятельностью при распределении финансовых ресурсов.

Сцена из спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино», детский театр «На Неве»/ Фото: tnaneve.spb.ru

— Они (власти Москвы) предлагают уйти от излишней детализации [целей и планов театров со стороны города — ред.] и расширить самостоятельность директора по расходованию средств, а также в большей степени стимулировать творческие инициативы театров по решению их задач. Сегодня мы гораздо больше с театрами работаем по всем вопросам и проблемам. Кому-то это может нравиться, а сильным руководителям с сильными театрами не нужна такая опека, — цитирует Сухенко «Интерфакс».

По его словам, Петербург будет следить за тем, как реформы реализуются в Москве, а после изучения результатов начнет перенимать опыт. При этом чиновник пообещал избегать слепого копирования.

Московский эксперимент

В настоящее время петербургские театры финансируются в рамках государственного заказа. Они получают задание поставить определенное количество спектаклей и выпустить определенное количество премьер, культурно обогатив определенное количество зрителей.

Балет  «Золушка», Михайловский театр  Фото: www.mikhailovsky.ru
Балет «Золушка», Михайловский театр/ Фото: www.mikhailovsky.ru

В прошлом году в столице решили сменить подход на противоположный. Одним из поводов стали жалобы и обиды – кому-то досталось больше бюджетных средств, кому-то меньше.

Теперь формула распределения финансов известна заранее. Чиновники уверяют, что постарались учесть специфику разных залов и сцен. В частности, те, у кого нет своего «дома», получают дополнительную поддержку. А основным параметром, влияющим на распределение средств, является заполняемость залов. При этом директора смогут самостоятельно решать, как расходовать средства – повысить зарплаты, нанять новых исполнителей или закупить оборудование. Главное не забывать выдавать на гора по 250 спектаклей для драматических театров и по 100 – для детских и кукольных.

С начала 2017 года в экспериментальном порядке на новую схему перевели крупнейшие театры столицы, с начала 2018 так работать будут уже 69 московских театров из 82. Общая субсидия в будущем году составит 9,3 млрд. 16% уйдет на содержание имущества, а остальное как раз составят гранты на творческую составляющую. То, что театры заработают сами, они также сохранят. На бумаге все выглядит очень красиво – успешный театр и сам больше заработает, и еще от государства больше получит.

Подводные камни

Но первые итоги реализации программы вызвали восторг далеко не у всех театральных руководителей столицы. Кто-то увеличил доходы, а кто-то потерял. Среди проигравших неожиданно оказалась знаменитая «Табакерка».

Сцена из спектакля «В ожидании варваров», Театр под руководством Олега Табакова  Фото: www.tabakov.ru
Сцена из спектакля «В ожидании варваров», Театр под руководством Олега Табакова/ Фото: www.tabakov.ru

— По сравнению с 2016 годом в 2017-м мы получили субсидию примерно на 10% меньше. В октябре появилось новое здание на Сухаревской площади. И если в театре две или три сцены, то субсидии рассчитываются по загруженности самой большой, — рассказал МИЦ «Известия» директор Московского театра под руководством Олега Табакова Александр Стульнев.

Формула не учла и другой аспект. «Табакерка» играет несколько спектаклей в МХТ имени Чехова. Зрители туда приходят, а очки в свой зачет театр не получает.

Алгоритмы абсолютно точно лишены человеческого субъективизма и могут быть весьма эффективны. Со времен поражения экс-чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова в битве с компьютером это ни для кого не секрет. Но эффективность алгоритмов и формул может быть разной. Далеко не каждая команда программистов напишет программу, способную громить гроссмейстеров.

Примерно то же касается и театров. Есть ли в Смольном специалисты, способные заранее просчитать максимально возможное число нюансов? Ведь, вопреки расхожей формуле, художник не должен быть голодным. Иначе он станет злым и будет думать только о еде.