Грандиозная башня: Почему строители называют «Лахта Центр» крепостью?

16 окт, 16:10
Анна Федорова
Телеканал «78» побывал на экскурсии по «Лахта Центру». Мы спустились под землю и поднялись на высоту 400 метров над уровнем моря, чтобы своими глазами увидеть, как строят самый высокий небоскреб в Европе.
Фото: 78.ru

Небоскреб «Лахта Центра», который строится в Петербурге, на днях был признан самым высоким зданием Европы. Строители здания преодолели рубеж 374 метра и обогнали московскую башню «Федерация-Восток». До последнего времени именно этот колосс считался главным великаном Старого Света. Сообщается, что рекордный рубеж был достигнут раньше срока – с начала строки прошло всего 827 дней. Ранее руководители строительства «Лахта Центра» заявляли, что это произойдет только к Новому году. Но, как видим, удалось сработать на опережение. Трудно теперь сказать, когда точно закончатся все работы по возведению главного теперь уже европейского небоскреба. Возможно, даже раньше планируемой осени 2018 года.

К «Лахта Центру» можно относиться как угодно. У этой постройки есть масса как горячих поклонников, так и противников. Уже совсем скоро каждый желающий сможет посетить это здание и понять, стоит ли оно потраченных на его возведение сил и гигантских средств.

Башня как космический корабль

«А она точно не упадет?» – вопрос, который вот уже пять лет задают себе петербуржцы, проезжая мимо башни «Лахта Центра».

– Она не упадет, никаким ветром ее не снесет – это безумно капитальное строение, которое рассчитано на все критические нагрузки, – заверяет исполнительный директор «Лахта Центра» Александр Бобков.

По количеству уникальных технических решений «Лахта Центр» сопоставим с космическим кораблем. Это не просто метафора – за точностью строительства следят с помощью спутников. Даже если башня отклонится на миллиметр, устройство, напоминающее маяк, сразу подаст сигнал об ошибке.

Строительный городок на сваях

Елена Морозова – руководитель гигантской стройки. В ее подчинении 11 740 человек – столько рабочих ежедневно задействовано на площадке. Практически отдельный город строителей трудится здесь круглосуточно.

Даже те, кто не силен в геологии, наверняка помнят – город, построенный в дельте Невы, стоит на рыхлых грунтах. Для того, чтобы «Лахта Центр» под тяжестью собственного веса не провалился под землю, строителям пришлось углубиться на 82 метра – до уровня пласта вендских глин. Фундамент здания – это 264 сваи. Если все опоры, которые держат небоскреб, сложить вместе, получится почти 11 километров.

– Каждую сваю мы буквально проверяли визуально – мы опускали камеру специальную вниз и смотрели, как мы изготавливаем забои, и только после этого опускали каркас и заливали бетоном, – рассказывает главный инженер «Лахта Центра» Сергей Никифоров.

Башня небоскреба последние два года росла по этажу в неделю, и вот уже сегодня монтируют опоры шпиля. Чтобы добраться до верхней точки предусмотрено около 100 лифтов, которые со скоростью восемь метров в секунду способны одновременно перевезти более 1200 человек. Сейчас до верхних этажей «Лахта Центра» можно добраться на грузовом техническом лифте, но когда башню достроят, время подъема будет занимать меньше минуты.

Крепость на века

Зданию не страшны ни ураганные ветры, ни землетрясения. Незыблемость небоскреба обеспечивают так называемые аутригеры – специальные этажи для распределения нагрузки. Это настоящая крепость, которая, по расчетам архитекторов, построена на века.

– Как известно, наше здание рассчитывалось даже на прогрессирующее разрушение, в том числе в случае авиационного удара. Таким образом, все этажи, которые находятся между ними, их утрата не повлияет на устойчивость здания, – заверяет директор по строительству «Лахта Центра» Елена Морозова.

Чтобы помыть все окна башни, одному человеку понадобилось бы около десяти лет – общая площадь его остекления – больше двух футбольных полей. Поэтому для очистки фасадов такого комплекса строят целое клининговое депо. Специальные вагончики будут двигаться по рельсам, которые повторяют закрученную форму здания. Перед тем, как установить гигантские стеклопакеты на свои места, их подвергли жестким испытаниям – им не страшны любые природные катаклизмы.

– Можно ли на «Лахта Центре» открыть форточку? Можно открыть. Вопрос, как ее закрыть. Нам удалось проверить наш фасад на герметичность. Мы одновременно прикладывали и давление ветра, и дождь, и проверяли, как происходит деформация фасада, – говорит главный инженер «Лахта Центра» Сергей Никифоров.

При том, что высота небоскреба составит 462 метра, все обитаемые этажи окажутся ниже отметки 400 метров. Всё, что выше — это архитектурный элемент. Авторы проекта уверены — «Лахта Центра» должен стать главным украшением «Морских ворот Петербурга». Пока же этот объект задает новые стандарты в строительстве — здесь применяются технологии, которые еще нигде раньше не использовали.

— Отношение к нему действительно как к живому организму. Вторая причина — сама конструкция башни напоминает человека, поскольку основной несущий элемент — это ядро. Он полностью повторяет форму позвоночника. А вот эти перекрытия напоминают ребра. Мы пытались сделать так, чтобы тот замысел был максимально очеловечен, — рассказывает исполнительный директор «Лахта Центра» Александр Бобков.

Когда здание построят, здесь смогут одновременно находиться 8000 человек. Кроме штаб квартиры «Газпрома», в башне разместятся кинотеатр, планетарий, научно-образовательный центр, ресторан с панорамным видом, а также обзорная площадка, с которой можно будет посмотреть на Петербург с высоты птичьего полета.

Один из распространенных мифов о «Лахта Центре» связан с тем, что посетители верхних этажей будут страдать от морской болезни. Действительно, многие небоскребы при сильном ветре начинает раскачивать из стороны в сторону. Но «Лахта Центр» в этом смысле уникален. Его шпиль максимум может отклониться на 46 сантиметров. Так что, если голова и закружится, то только от потрясающих видов Петербурга.



Надо сказать в дополнение, что башня небоскреба вознесется над городом на высоту 462 метра и ее можно будет увидеть из всех районов Петербурга. Конечно, о новой городской доминанте можно рассказывать долго и вдохновенно. Но нас сейчас больше интересует, что будет вокруг комплекса «Лахта Центр». Как сюда можно будет добраться? Как изменится транспортная система в этом районе? Что уже сделано и что еще предстоит?

— Известно о многих планах, которые формируются последние лет 5-6. Речь идет о десятках развязок, о множестве подземных и надземных пешеходных переходах. Я проезжаю там мимо и могу сказать, что из того, что запланировано за эти годы, многое могло бы уже быть построено, но ничего нет, — считает руководитель петербургского градостроительного форсайта Федор Гаврилов.

Так, раньше обещалась развязка, которая позволит общественному и личному транспорту разворачиваться с Приморского шоссе и совершать какие-то эволюции вокруг этой грандиозной башни.

— Она уже должна быть построена, по-моему, уже в следующем году, только мы даже не видим начала строительства, — говорит эксперт. —Транспортное обеспечение этой части города превращается в какую-то тайну. Думаю, и сами чиновники не знают. Люди из «Лахта Центра» говорят, что это не их вопрос. Действительно, их задача построить здание. Думаю, это все упрется в финансирование. Возможно, между чиновниками и «Газпромом» происходит диалог о том, примет ли участие в этом компания. Вопрос это непростой — лишних денег нет ни у кого.

При этом сами чиновники согласны, что транспортную доступность «Лахта Центра» можно оценить как невысокую. Именно так они описали ситуацию в ответе на запрос нашего телеканала. В письме также говорится, что запланировано размещение автобусных остановок рядом с небоскребом и достигнута договоренность с РЖД по поводу организации пассажирской платформы. Правда, конкретные сроки чиновники так и не смогли.

Другое по теме