Петербургские гетто: Как жители окраин стали жертвами «заботы» Смольного о горожанах
Дорога вместо неба, всегда закрытые окна и пустынные детские площадка — так можно вкратце описать «жизнь у большой дороги», а именно возле Западного скоростного диаметра и Кольцевой автодороги. Почему существование людей вблизи новых транспортных магистралей Петербурга так похоже на социальную дискриминацию? Кто отвечает за нарушение санитарных норм и безопасности? Почему Восточный Скоростной Диаметр еще не построен, а граждане уже возмущаются? Жизнь «петербургского придорожного гетто» изучал «78».
Будущие заложники ВСД
— Ну вот мы находимся под виадуком, где хотят пустить шестиполосную магистраль. Вы видите — запаса нет по высоте. С вазелином впихнут, да, — говорит активист Антон Павлов.
Вокруг грохот, пыль, окна покрыты толстым слоем грязи от выхлопных газов — таким видят свое придорожное будущее жители Хасанской улицы рядом с Ладожским вокзалом. По генеральному плану здесь пройдет Восточный скоростной диаметр — новая платная мега-трасса.
— Красногвардейский и Невский, там все будет нарушено — экология, комфорт. Мы митинговали! Это же будет еще и платная трасса для города, — говорит депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский.
Конфликт начался весной, едва Смольный заявил о решении строить Восточный скоростной диаметр. Изначально маршрут ВСД хотели проложить под самыми окнами ЖК «Ладожский парк» и домам по Хасанской улице.
— Тут же водопровод и куча всего, и это некуда выносить. И грунты здесь — как можно здесь воткнуть дорогу, чтобы она не поплыла — не представляю, — говорит Антон Павлов.
Почти 22 км — от Всеволожска до центра Петербурга, в районе станции Броницкая — слияние с ЗСД. ВСД пройдет через пять районов Петербурга. Жителям двух — Невского и Красногвардейского — пришлось быстро усвоить основы дорожного проектирования и мастерство переписки с чиновниками.
За изменение маршрута новой платной дороги горожане собрали около 2000 подписей.
После общественных слушаний народное негодование постепенно перешло в панический страх оказаться буквально под дорогой.
— Такое ощущение, что при создании ЗСД о людях не думали вообще. Боимся такой же ситуации, поэтому и боремся, — говорит Юлия Преснякова.
Живущие под ЗСД
Канонерский остров — главная жертва ЗСД: дорога вместо неба, всегда закрытые даже шумозащитные окна и пустынные детские площадки. Местные жители уже снимают виртуальные экскурсии и делятся лайф-хаками — как определить сейсмическую обстановку у себя дома.
Если бы водители, пролетая по ЗСД могли бы взглянуть вниз — они бы удивились. Под пролетам дороги — на Каннонерском острове — сразу два детских сада. Один давно построен, а второй — недавно открывал губернатор Полтавченко.
— Построили — значит все хорошо, но если возникнут какие-то проблемы с нарушением норм, то будем думать о возможном переносе данного объекта. Детей мы точно в неблагоприятные условия помещать не будем, — заверил градоначальник.
Если быть точным, то открыл губернатор новый корпус старого детсада №74, куда уже полвека ходят все дети Канонерки.
— Здание признано непригодным, новый стали строить после того, как трактор упал во время стройки еще ЗСД — почти на участок детсада, — говорят местные жители.
Во время смольнинской инспекции жители острова попросили градоначальника прислушаться к шуму, который доносит от дороги.
Нарушение санитарных норм фиксируют на всем острове и мобильные приложения, и заключение Роспотрбнадзора, которое заказывали активисты.
— По Канонерке на базе обращений с учетом всех замеров решено создать допэлементы шумозащиты — почти нашли решение: идет разработка документации, ищут техспособы внедрения, — заверяет пресс-секретарь «Магистрали Северной столицы» Андрей Цапу.
А вот в администрации района зашкаливающего шума Канонерки не слышат.
— По нашим данным, от ЗСД уровень шума не превышен — эффект тонеля. Садик нормально расположен, жить на острове можно, нет проблем, — считает замглавы администрации Кировского района Владимир Захаров.
Придорожные гетто Петербурга
На Канонерке кто может — выходит из зоны дискомфорта: продает подешевевшие квартиры и покидает социальное придорожное гетто. А вот в других районах, например, в расположенном у КАД Мурино грохот большой трассы для людей — почти норма.
Если в том же Мурино новоселы уже смирились со своими придорожными мучениями, то будущим соседям ВСД удалось добиться рассмотрения альтернативного маршрута будущей магистрали. Но финального плана трассировки еще нет. Как и сроков строительства. Но уже ходят слухи: в районе Хасанской улицы ради ВСД снесут 800 гаражей. Автовладельцы в панике.
В борьбе за транспортное благополучие стратеги Смольного собираются пожертвовать здоровьем и комфортом жителей целого района. Хотя возможное решение проблемы лежит на поверхности: совсем рядом — со стороны Невского района, вдоль улицы Кржижановского — простирается огромный пустырь. Он был когда-то зарезервирован под строительство железнодорожной сортировочной станции, но уже много лет пустует. Еще есть шанс исправить проект Восточного скоростного диаметра и избежать еще одного загазованного гетто.