Разграбленное и таинственное: Какие смертельные находки хранит Ладожское озеро
Неразорвавшиеся боеприпасы, цистерны с топливом и сбитые самолеты – все это обнаружили водолазы Центра подводных исследований РГО в ходе экспедиции «Ладога 2017». На дне Ладожского озера, в районе легендарной Дороги Жизни, они исследовали артефакты военного времени. Интерес к ним, кстати, проявляют и так называемые «черные дайверы» – мародеры, которые с упорством самоубийц погружаются к этим смертельно опасным объектам.
Дорога жизни
Самое большое пресное озеро Европы всегда было местом, где, как говорится, «делалась история». В IX веке тут прокладывали путь «из варяг в греки». В XVIII Петр Первый с боем делил эту акваторию со шведами. Но самые драматичные события произошли здесь в 40-е годы XX века, когда по воде и льду озера проложили Дорогу Жизни, от которой зависел весь осажденный Ленинград. Со времен последней «Битвы за Ладогу» осталось множество опасных артефактов. Для их поиска и обезвреживания Центр подводных исследований РГО снарядил специальную экспедицию.
Ладожское озеро до сих пор сопротивляется вмешательству извне. Мощный шторм здесь может начаться внезапно, налетев будто ниоткуда – погода кардинально меняется за считанные минуты. Во время войны не только снаряды и бомбы гитлеровцев, но и эти волны погубили сотни людей, следовавших по Дороге Жизни. Вот и сейчас – ветер пытается не пустить исследователей в акваторию.
– Между Осиновцом и Кобоной за три летние кампании погибло множество кораблей и самолетов. По этой трассе шло снабжение Ленинграда, ее бомбили немецкие самолеты, а наши защищали. Водолазы обследуют несколько районов Ладоги, в которых, до данным архивов, есть затонувшие объекты, представляющие опасность. Три основных сектора поиска, один из них – на так называемой «малой трассе» Дороги Жизни – между населенными пунктами Осиновец и Кобона, – рассказывает историк-консультант Центра подводных исследований РГО Андрей Лукошков.
Здесь, на глубине 20-ти метров лежат уже разведанные ранее объекты – баржи снабжения. На них в Ленинград везли продукты, топливо и оружие. Обратно они шли тоже под завязку нагруженными – боеприпасами, изготовленными на городских заводах. Несмотря на блокаду, в Ленинграде было налажено производство, например, реактивных снарядов для минометов «Катюша». Кроме того, город продолжал строить корабли – эти баржи сошли со стапелей ленинградских верфей. Таких спустили на воду 17 штук, часть из них курсировали по Ладоге как паромы.
Несколько десятков транспортов были потоплены гитлеровской авиацией. Их опасный груз до сих пор находится на дне Ладоги. Поэтому цели экспедиции «Ладога 2017» не только в изучении событий военных лет. Найденные объекты надо обезопасить от так называемых «черных дайверов» – любителей адреналина и военных артефактов, которые с настойчивостью самоубийц пытаются нырять на затонувшие корабли.
– Дорога жизни на самом деле мелководная – тут максимум 15-20 метров. И мы часто видим, что многое уже разграблено. Видим, что кто-то уже тут побывал и многое утеряно, – говорит исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.
Опасные артефакты
Водолазы ставят свои метки и заносят координаты опасных находок в специальный реестр. Попытки проникнуть внутрь корпусов барж пока неудачны: от любого волнения воды поднимаются облака ила, видимость становится почти нулевой. Исследователям пока не удается установить, какой груз везли именно на этих баржах. Поэтому ныряльщикам сюда еще предстоит вернуться.
На другом объекте поиски идут гораздо продуктивнее. Во многом потому, что о нем удалось найти много информации в архивах. Консультанты выяснили, что железнодорожная баржа №4529 затонула в этом районе 5 ноября 1942 года в 13:45 после атаки немецкого самолета «Юнкерс-88». Она везла в Ленинград восемь вагонов с военной техникой и была важной мишенью для гитлеровцев. Трактора, генераторы, цистерны, сами вагоны – авиабомба разметала тяжелую технику в радиусе больше ста метров.
Водолазы пытаются понять – что можно поднять на поверхность. Но похоже, что Ладога уже не отдаст то, что забрала 75 лет назад. Теперь это ее музейная экспозиция.
Спасительный для Ленинграда путь через Ладогу гитлеровцы пытались превратить Дорогу смерти. Здесь погибали эвакуируемые из города мирные жители, дорожные рабочие, водители хлебовозов, моряки, бойцы охранения и летчики, прикрывавшие трассу от налетов.
Крылатая находка
Советский истребитель И-16 был подбит, не дотянул до берега, совершил жесткую посадку на воду и ушел на глубину восемь метров. Водолазы уже установили год выпуска самолета, бортовой номер пока неизвестен. Исследователи надеются, что пилот все же успел выпрыгнуть из падающей машины.
И-16 вполне можно поднять со дна озера и восстановить – корпус уцелел. Чего не скажешь о его противнике в ладожском небе. Сбитый бомбардировщик «Хенкель 111» разметало по дну. После погружения водолазы подтверждают – нужно подключать историков. «Хенкель» разрушен настолько, что определить марку самолета можно только по деталям.
Для неподготовленных дайверов, стремящихся поднять с глубины все, что не привинчено, даже этот разрушенный «Хенкель» – по-прежнему опасен.
Консультантам Центра подводных исследований удалось найти довольно много сведений об этом самолете – им управлял немецкий ас. Обо всех его вылетах составлялись подробные отчеты, так что известно даже, в результате какой именно атаки он был сбит.
Ладога пока не спешит раскрывать все свои секреты – предсказуемо неожиданный шторм снова приостановил экспедицию. Исследования продолжатся как только позволит погода – у капризного и опасного озера свои законы. На глубине остались лежать советские аэросани, спасательное судно по имени «Водолаз» и наиболее интересный для исследователей объект – немецкий десантный паром «Зибель». Историю битвы на Ладоге спустя десятки лет собирают по крупицам и тщательно изучают.