Где и как Россия будет строить новый авианосец
Летом 2017 года было сделано несколько серьезных заявлений относительно строительства больших кораблей для ВМФ России. В первую очередь, это заявление заместителя главкома ВМФ России Виктора Бурсука о планах передачи флоту до 2025 года двух универсальных десантных кораблей (УДК) отечественной постройки. Кроме того, во время авиасалона МАКС-2017 заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил о возможной разработке в интересах ВМФ РФ авианесущего корабля с самолетами вертикального взлета и посадки.
Мечты о большом авианосце
Необходимость сохранения в составе флота единственного на сегодняшний день российского авианосца «Адмирал Кузнецов» сегодня не подвергается сомнению в руководстве страны и Вооруженных сил, и от того, будет ли в принципе сохранен этот корабль, зависит и решение о возможности постройки замены для него.
Необходимость расходов на его глубокую модернизацию на сегодняшний день, однако, представляется сомнительной — ее цена может превысить 60–70 млрд рублей, что, учитывая возраст корабля, нецелесообразно: эта сумма составит большую часть возможных затрат на новый авианосец, который должен прослужить не менее 40–50 лет, в то время как срок службы «Кузнецова», по имеющейся оценке, может быть продлен не более чем на 10–15 лет.
Это решение, к сожалению, запоздало. Ставить корабль на модернизацию было необходимо году в 2008–2009-м и завершать ее в 2013–2014-м. С тех пор объем работ вырос, при этом состояние корабля не слишком улучшилось. В этих условиях самым целесообразным решением является ремонт «Кузнецова», который позволит продлить его срок службы без чрезмерных затрат, и одновременно завершение разработки проекта нового авианосца, который мог бы хотя бы войти в строй к тому моменту, когда «Кузнецов» будет списан.
При этом российский флот рассматривает авианосец как необходимый элемент морской мощи на океанских театрах военных действий. Понимание роли и возможностей авианосцев у наших моряков было всегда, но корабли данного класса регулярно оказывались не в фаворе у политиков. По иронии судьбы сегодня, когда взгляды моряков и руководства стали ближе, вопросы заключаются в экономике.
Оценивая перспективы постройки авианосца в России, можно отметить, что существует несколько надежных признаков, которые позволят посторонним наблюдателям увидеть подготовку к строительству подобного корабля. Среди них — сооружение крупнотоннажного дока с кранами большой грузоподъемности, которые позволят работать с секциями массой несколько тысяч тонн, и строительство нового большого плавучего дока, способного заменить известный док ПД-50 — единственный на сегодняшний день в России, способный принять корабли этого класса.
Где строить
Учитывая инерционность и длительность процессов в военном судостроении, выбор вариантов возможного развития событий на самом деле довольно ограничен. К сожалению, оставшиеся нереализованными амбициозные планы начала 2010-х годов по строительству нового сухого дока в Кронштадте и переносу производственного комплекса Адмиралтейских верфей на остров Котлин значительно уменьшают диапазон для возможного маневра.
Фактически мы имеем ситуацию, когда ни одна из верфей не способна реализовать такой проект, как строительство авианосца, в одиночку. Те или иные ограничения — по спускаемому весу, по максимальной массе блоков, по квалифицированному персоналу, по защите от погодных и климатических условий — присутствуют везде.
Реализуемые сегодня ограниченные планы модернизации некоторых верфей позволят организовать строительство универсальных десантных кораблей, но не атомного авианосца.
В частности, известный проект модернизации Северной верфи в Санкт-Петербурге, которая должна получить новую стапельную плиту с крытым эллингом, обеспечит строительство на этом предприятии кораблей водоизмещением до 25 тыс. т при спуске на воду. Стапель такого класса способен обеспечить постройку УДК, но не авианосца.
При этом для строительства крупнотоннажных кораблей класса УДК к проекту всё равно придется привлекать широкую кооперацию предприятий.
Здесь можно отметить, что полным набором специалистов для строительства таких объектов сегодня обладает разве что верфь «Хантингтон Ингаллс» в США, сегодняшний американский монополист по строительству авианесущих кораблей, и, с оговорками, китайский судостроительный завод в Даляне. Все остальные вынуждены отдавать на сторону значительные объемы работ.
Исходя из сказанного выше, в лучшем случае условия для постройки авианосца в России сложатся не ранее середины следующего десятилетия, при этом, скорее всего, корабль придется строить по частям.
Фактически отечественная промышленность будет вынуждена повторять опыт британцев, которые кооперировали усилия всей отрасли при строительстве авианосцев типа «Куин Элизабет». Корабль стыковали на верфи посекционно, но для этого, помимо всего прочего, необходим новый построечный сухой док либо серьезная модернизация бассейна Севмаша — корабль, более крупный, чем «Викрамадитья», просто не пройдет в имеющиеся ворота бассейна, хотя места там достаточно.
Подробнее читайте в материале «Известий».