Общество
15:5011 октября 2017

Шведский след: Как «Царское Село» продали под коттеджи

Телеканал «78» выяснил, как стало возможным строительство домов на территории объекта культурного наследия Баболовский парк.

Фото: 78.ru

В Пушкине продолжается скандальная история со строительством элитного коттеджного поселка на территории музея-заповедника «Царское Село». Речь идет об участке в Баболовском парке, который, по необъяснимым причинам, находится в частных руках и планируется под жилой квартал. И это несмотря на официальные протесты властей, правоохранительных органов и общественников, а а также многочисленные суды, запретившие подобное использование заповедных земель.

Кстати, несколько лет назад в Баболовском парке пытались построить гольф-клуб. Не получилось – местные жители не допустили. А сейчас выяснилось, что у музейной, то есть особо охраняемой и защищаемой законом, территории, есть некие владельцы. Как это вообще возможно?

Двухсотлетние ясени

Все старые деревья в Баболовском парке проверяют тщательно. Среди них есть те, что посадили ещё при Екатерине Второй лучшие ландшафтные архитекторы из Англии. Вид и местоположение каждого декоративного растения устанавливалось в строгом соответствии с пейзажной планировкой.

Баболовский парк пару столетий назад носил титул императорского. Сейчас про него так не скажешь. Но здесь сохранились растения, которые представляют культуру садоводства высшего уровня: 100-летние дубы, редкие травы, ивовая аллея, аналогов которой нет. В современных условиях ничего подобного уже никогда не создадут, уверены специалисты. Потому что здесь 300 гектаров земли, и все они – настоящий памятник ландшафтного дизайна.

Свой изначальный облик Баболовский парк стал терять в послевоенное время. Несколько десятилетий за ним почти не следили, и лесной монумент зарос и опустел. Знаменитый дворец с царь-ванной, где купались императоры, превратился в руины. Надежда на спасение появилась три года назад, когда парк вошел в состав музея «Царское Село». Его наконец-то стали восстанавливать. Первым дело пришлось очищать территорию от самосева.

– В 2014 году, когда мы сюда пришли, здесь было мелколесье, которое загораживало всю перспективу, даже те дубы – мы их не видели. А это старинные деревья, их надо сохранять, – говорит хранитель парков ГМЗ «Царское Село» Ольга Филиппова.

Шведские гектары

Музею-заповеднику парк достался с тяжелым обременением. Оказывается, 12 лет назад чиновники часть территории парка отдали в частные руки. Видимо, надеялись, что об этом объекте культурного наследия больше не вспомнят. Землю сразу же приватизировали, а потом несколько раз перепродали. И вот теперь 22 гектара Баболовского парка – собственность шведской компании, которая намерена построить на своей территории коттеджный посёлок.

Новый владелец основательно охраняет свой участок императорского парка – высокий забор, сторож, злая собака. Никаких попыток благоустроить ценную территорию не было.

– Вызывает крайнюю степень удивления с каким неуважением собственник относится к своей территории. За ней совершенно не ухаживает, а кроме того, мне возмутительно то, что не заключено охранное обязательство. И граждане не имеют доступ к этой части парка, а он должен быть доступен, – говорит градозащитник Павел Шапчиц.


Все свои силы строительная фирма бросила на то, чтобы получить необходимые документы для строительства коттеджей. Семь раз ей отказывали, но затем Комитет по охране памятников все же выдал настойчивым шведам задание на проектирование.

– Мы действительно долго сопротивлялись в выдаче задания, но у нас есть решение суда, было исполнительное производство и угроза уголовного дела за систематическое неисполнение решения суда. И мы выдали это задание. Мы госорган законопослушный и в задании вынуждены были указать коттеджи, – говорит заместитель председателя КГИОП Санкт-Петербурга Алексей Михайлов.

На сторону новых владельцев исторического участка встал и Арбитражный суд: он обязал комитет выдать задание на основании исторической экспертизы. Специалистам, которых нанял застройщик, удалось убедить судей, что стройка природному памятнику не навредит.

– Главный аргумент «Стеелмар Скандинавии» – это экспертиза 2012 года, согласно которой, якобы, возможно без ущерба для памятника приспособление его под 71 коттедж. Эта экспертиза построена на признанном судом незаконным предмете охраны. А именно: нет указания, что парк пейзажный; что необходимо сохранить трассировки всех дорог; нет указания на историческое предназначение, – говорит градозащитник Шапчиц.

Кстати, позже министерство культуры лишило лицензий троих экспертов, разрешивших строительство на территории Баболовского парка. За время судебных разбирательств сменилось и федеральное законодательство. Теперь на территории любого объекта культурного наследия, а именно таким является Баболовский парк, стройка запрещена. Но несмотря на всё это, Арбитражный суд не стал пересматривать своё решение. У владельцев исторического участка теперь развязаны руки – можно строить, что хочешь.

Скандалы
Анна Федорова