Как Смольный заставляет горожан платить двойной оброк за общественный транспорт

10 окт, 19:10
Александр Саблин
В Петербурге объявили о замораживании цен на проезд в 2018 году. 78.ru разобрался, в чем подвох. Во-первых, тарифы за шесть лет уже и так выросли почти вдвое. Во-вторых, очередной скачок всего лишь отложили на 2019-й.
Фото: electrotrans.spb.ru

Георгий Полтавченко объявил о заморозке тарифов на проезд в городских автобусах, троллейбусах, трамваях и метро.

- В новых обстоятельствах стороны договорились не повышать в 2018 году тарифы на проезд в городском общественном транспорте, - объявил губернатор.

Звучит неплохо. Но городу за это пришлось заплатить дорогой ценой. Субсидия на перевозку пассажиров выросла на треть и достигла 38 млрд рублей. Эти деньги перечисляют из бюджета перевозчикам, чтобы сдержать рост тарифов и компенсировать обслуживание льготников. За шесть лет работы в городе на Неве Полтавченко уже второй раз щадит пассажиров. Но, как показывает практика, когда тарифы замораживают, приходится резко увеличивать субсидию, а на следующий год следует еще более резкий рост тарифов. Но в итоге и рост субсидии, и рост тарифов значительно опережают инфляцию и темпы увеличения доходов горожан.

В 2011 году в Петербурге исполняли последний бюджет, который готовился до возвращения в город Георгия Полтавченко. Тогда проезд в метро стоил 25 рублей, а в наземном транспорте – 21 рубль. Субсидия перевозчикам пассажиров уложилась в 10 млрд рублей. В общей структуре расходной части бюджета эта сумма заняла всего 2,3%.

Фото: avtobus.spb.ru

В проекте бюджета на 2018 год субсидия потянула уже на 38 млрд рублей. Теперь это 6,5% ото всех городских расходов. В шесть раз больше, чем тратится, к примеру, на строительство новых школ, в двенадцать раз больше, чем на программу расселения коммуналок, в 25 раз больше, чем на реализацию программы «Молодежи – доступное жилье». Более того, показатель стремительно приближается к стоимости «Зенит-Арены». И все ради того, чтобы удержать тарифы в нынешних пределах: 45 рублей за жетон и 40 рублей за билет на автобус, троллейбус или трамвай.

Как объясняют перевозчики, экономически обоснованный тариф на проезд значительно вырос.

- По расчетам комитета, на следующий год экономически обоснованный тариф в метрополитене составит 50 рублей, а по заявке метро — 54 рубля, - заявил глава комитета по тарифам Дмитрий Коптин.

В наземном транспорте аналогичный показатель, по подсчетам перевозчиков, составил 50 рублей, в маршрутках – 51-53 рубля. Это означает, что столько всем пассажирам пришлось бы платить за разовую поездку, если бы не субсидия. Ссылаются при этом на инфляцию, а также на рост расходов на топливо и электричество.

Фото: avtobus.spb.ru
Фото: avtobus.spb.ru

Инфляция за шесть лет, по данным Росстата, действительно превысила 60%. Цены на топливо выросли еще более значительно, но не в два раза, как проезд в наземном транспорте (с 21 до 40 рублей). При этом, к примеру, как ранее отмечал глава ГУП «Пассажиравтотранс» Андрей Лызин, в структуре расходов предприятия бензин занимает лишь 15%, а 54% составляет заработная плата и страховые взносы. Кажется, кому-то есть смысл спросить у начальства: а где же моя огромная зарплата?

Впрочем, рост тарифов на топливо и цен на проезд еще как-то соотносятся между собой. Во всяком случае, речь идет о числах одного порядка. Но как в эту картину мира вписывается опережающий четырехкратный рост субсидии (с 10 до 38 млрд)?

Если приглядеться к расходам на отдельные виды транспорта, то выяснится, что они росли неравномерно: автобусы за шесть лет стали обходиться в два с половиной раза дороже (рост субсидии с 4,5 до 10,6 млрд). Вряд ли за тот же срок зарплаты водителей выросли пропорционально, и цены на бензин увеличивались гораздо медленнее, но с электрическим транспортом все еще хуже.

Субсидия «Горэлектротрансу» выросла втрое с 2,7 до 8,4 млрд, а субсидия метрополитену более чем в десять раз, составив 18 млрд.

Фото: metro.spb.ru
Фото: metro.spb.ru

К слову, хоть в Смольном и обещали полностью заморозить тарифы на 2018 год, но до конца реализовать благие начинания не получится. Во-первых, льготный проездной на общественный транспорт все-таки подорожает с 545 до 576 рублей. Во-вторых, цены на проезд повышают маршрутки. Дело в том, что субсидии коммерческим перевозчики все это время росли не так бодро. В сравнении с прошлым годом они увеличатся с 2,6 до 2,7 млрд. На этом фоне перевозчики постепенно повышают тарифы до максимально разрешенного размера. Он составляет 40 рублей. По оценкам Ассоциации перевозчиков пассажиров, в городе осталось всего 30-40 коммерческих маршрутов из 290, которые еще этого не сделали, но сделают в ближайшее время.

- Нужно учитывать тот факт, что 40 рублей - это уже давно не тот тариф, который окупает затраты перевозчиков и учитывает перспективы обновления подвижного состава, - заявил 78.ru председатель ассоциации Василий Киселев.

Он подчеркнул, что коммерческим предприятиям приходится самостоятельно покупать подвижной состав. А новый транспорт для государственных перевозчиков – это отдельная расходная статья городского бюджета, не входящая в субсидию.

Фото: avtobus.spb.ru
Фото: avtobus.spb.ru

Анализ бюджетных расходов за последние годы позволяет спрогнозировать и будущие перспективы. Последний раз цены на проезд не стали повышать в 2014 году. В тот год в Петербурге проходили губернаторские выборы. Зато за три следующих года стоимость проезда в метро увеличилась на 60%.

Одновременно с бюджетом на 2018 год чиновники готовят и плановые цифры на следующие два года. Согласно этому документу, в 2019-2020 годах рост субсидии планируется снова замедлить. Это значит, что уже в нынешнем бюджете заложено ударное поствыборное подорожание проезда.

Впрочем, бесконечно растягивать долю субсидии перевозчикам в общих расходах города – также бесперспективный план. Она занимает место других важных городских программ. Остается меньше денег на строительство и ремонт дорог, или новых станций метрополитена. Куда логичнее внимательнее посчитать, насколько эффективно тратятся эти средства.

Еще раз сформулируем бюджетный парадокс. За шесть лет субсидия перевозчикам, которую, напомним, платят из средств налогоплательщиков, чтобы сдержать рост тарифов, выросла почти в четыре раза. Но несмотря на это тарифы, которые так героически и щедро сдерживают, все равно увеличились почти вдвое. И снова вырастут в 2019 году.