Новый музей блокады: что нужно знать о главном мемориале Ленинграда

9 окт, 19:10
Александр Саблин
Смольный с опозданием в месяц выбрал победителя архитектурного конкурса. Как отмечают эксперты, внутреннее наполнение музея может вызвать еще больше споров, чем его внешний вид, а концепция до сих пор не готова.
Фото: kgainfo.spb.ru

В Смольном подвели итоги конкурса архитектурных проектов нового музея блокады. Это произошло с опозданием в месяц. Из девяти участников выбрали работу «Студии 44» Никиты Явейна. Как отмечается в описании проекта, внешний вид комплекса обыгрывает образ античного театра, где город выступит в качестве декорации. На вершине холма – дома блокадного Ленинграда, пострадавшие от снарядов, но выстоявшие. В некоторых из них предлагается открыть художественные инсталляции под названием Голод, Холод, Огонь и Скорбь.

Фото: kgainfo.spb.ru

Другие строения будут посвящены производству, жизнеобеспечению, культуре и науке во время блокады.

Фото: kgainfo.spb.ru
Фото: kgainfo.spb.ru
– Из девяти, а потом четырех проектов, отобранных жюри конкурса, «диалог» у меня возник именно проектом «Студии 44». Я почувствовала, как будут «работать» внутренние пространства. Это в какой-то мере соответствовало моему представлению о новом музее. Идея домов-людей (город-человек одновременно, что и было тогда) мне близка. Однако организация внешнего пространства представляется мне ненужно пафосной и многословной. Впрочем, этим грешат почти все проекты, – говорит писатель и редактор блокадных дневников Наталия Соколовская.
Фото: kgainfo.spb.ru
Фото: kgainfo.spb.ru

Исследователь памяти о блокаде из Европейского университета Алексей Павловский обращает внимание на то, что выбор внешнего вида музея – это только начало. Далее на очереди концепция, которая определит внутренний облик и наполнение.

Фото: kgainfo.spb.ru
Фото: kgainfo.spb.ru
– «Студия 44» создала сильный архитектурный образ, но здание музея – это еще не музей. Кроме здания нужны еще концепция и наполнение, а это область гораздо больших споров, чем разговоры о месте, где эту концепцию реализуют. Не в бетонной коробке дело. Какой был бы смысл в Зимнем дворце, если бы оттуда убрали всю коллекцию Эрмитажа? Здесь та же ситуация, – сказал Павловский.
Фото: kgainfo.spb.ru
Фото: kgainfo.spb.ru
– Концепции Музея блокады мы так и не имеем, что само по себе нонсенс, – отмечает Соколовская.
Фото: kgainfo.spb.ru
Фото: kgainfo.spb.ru

При этом многие петербуржцы критикуют в целом идею строительства нового музейного здания. На сайте change.org уже больше четырех тысяч подписей собрала петиция Алины Заляевой, которая предлагает разместить музей в зданиях Левашовского и Кушелевского хлебозаводов.

Фото: Кушелевский завод, kgiop.gov.spb.ru
Фото: Кушелевский завод, kgiop.gov.spb.ru

По мнению автора, это позволит спасти исторические здания и предотвратить разворовывания бюджетных средств во время реализации масштабного строительного проекта. Уже сейчас называют разную цену вопроса от 2 до 7,5 млрд руб. Отметим, что на момент начала строительства «Зенит-Арены» ее оценили всего в 6 млрд, а потом это число стало расти в геометрической прогрессии.

– Блокадные хлебозаводы обладают аурой подлинности, сопричастности историческому событию, огромным символическим значением. Хлебозаводы, как памятники промышленной архитектуры, могут быть без значительных перестроек приспособлены под музейные нужды, примеры такого приспособления есть как в России, так и за рубежом. Сохранившееся подлинное промышленное оборудование также станет предметом музейного показа, – говорится в петиции.
Фото: kgiop.gov.spb.ru
Фото: kgiop.gov.spb.ru

Впрочем, на этом пути существует серьезное препятствие.

– Что касается мысли приспособить под музей одно из старых промышленных зданий, то, несмотря на симпатичность этой идеи (в Петербурге действительно большие проблемы с сохранением заводской архитектуры), здания, о которых идет речь, находятся в частной собственности, что создает очевидные трудности, – заявил Павловский.

Называют и другую проблему: уже слишком поздно что-то менять. Как бы фантастически это не звучало, здание музейного комплекса власти города обещают сдать в январе 2019 года к 75-летию со Дня снятия блокады. А значит, и определяться с концепцией, и заключать контракт на проектирование нужно как можно скорее.