Кунсткамера с новым лицом, чего ждать городу?

9 окт, 18:10
Анастасия Усова
Избранный три месяца назад глава Кунсткамеры Андрей Головнев заявил, что в самом старом музее Петербурга для него нет неприкосновенных экспонатов. Сайт «78» попытался выяснить, какой станет экспозиция под руководством нового директора.
Фото: пресс-служба МАЭ (Кунсткамера) РАН

Хотя очереди у входа и частое явление, Кунсткамера – из тех музеев, куда ходят в основном школьники и туристы с экскурсиями. Казалось бы, одна из главных задач для музея – привлечение в залы петербуржцев всех возрастов. Однако пока новый директор говорит о поиске новых площадей и переустройстве текущей экспозиции.


Музей единого впечатления

Ждать появления в залах мультимедийных панелей и VR очков не стоит. Андрей Головнев намерен заманивать гостей колоритными звуками и запахами, особой расстановкой экспонатов и театральными представлениями. Новый директор планирует изменить музей, построить его по принципу единого впечатления. Другими словами, в новой композиции должно быть начало, основная часть и кульминация.

Фото: пресс-служба МАЭ (Кунсткамера) РАН
– Основная экспозиция должна открываться большой, богатой композицией о происхождении человека. Потом он расселяется по планете. Кругосветное путешествие по народам и культурам – это вторая часть экспозиции. Кульминационная часть – рождение науки. Это эпоха Петра I, Санкт-Петербургская академия наук, собственно Кунсткамера, это петровские забавы, всякого рода причуды и интересы, которые подтолкнули развитие науки, – рассказывает директор Кунсткамеры.

Показывать, а не рассказывать

Научная природа музея отчасти ему мешает. В современном мире, когда люди читают все меньше, Кунсткамера должна стать более наглядной, чем когда-либо. Благо количество и разнообразие экспонатов ей это позволяет. Кроме того, по замыслу директора, на помощь экспозиции должны прийти звуки и запахи. Гость в зале Индии, например, должен не только увидеть яркие скульптуры, но и услышать народную музыку, почувствовать аромат специй.

– Если это зал Африки, и он начинается прекрасными текстами о различиях между одетым и голым человеком, пусть меня встретят голые и одетые персонажи. Их можно найти и сейчас, но они спрятаны в узких проходах. Рекомпозиция, как мне представляется, позволит выбрать усиливающие акценты для того, чтобы Кунсткамера сохранила свою миссию хранилища диковин и удивительных вещей. В первую очередь, нужно обращать внимание на посетителя. Не нужно говорить, что мы ученые, мы все знаем, нам все понятно и известно, и мы свои знания вот здесь на стенке написали. Мы должны озаботиться тем, чтобы принять гостя, увлечь его, – делится планами Андрей Головнев.

Ожившие экспозиции

Увлекать в музее готовы и не самыми традиционными способами. В начале августа посетители Кунсткамеры получили больше, чем ожидали. Казалось, экспонат в зале Индонезии ожил и вышел из витрины. На самом деле, это был актер с острова Бали. Труппа, в которой он играет, выступала в Петербурге и решила преподнести костюм повелительницы демонов Рангда в дар музею. Актера удалось уговорить подарить реквизит прямо в залах музея. Ничего не подозревавшие и ошарашенные посетители Кунсткамеры отчаянно снимали на телефоны спонтанную постановку.


– Я веду полевые работы в Арктике, наблюдаю за кочевниками. Они могут резко переключаться с крайней мобилизации на сон. Умение контролировать себя, умение быть легкими и подвижными в Арктике, это то, чего так не хватает компаниям работающим в регионе. Мы знаем как это делать и предлагаем совместный проект. Научитесь и вы будете первыми в мире. Это один из рецептов, который кажется мне достаточно продаваемым, – рассуждает директор музея.

Такое решение позволит одновременно поддерживать научную деятельность музея и заработать на улучшение его экспозиции.

Как скоро начнутся предсказанные Андреем Головневым изменения, пока непонятно. Он признался, что для начала ему необходимо осмотреться и проконсультироваться с властями. В любом случае, новый директор пообещал «элегантный апгрейд старой Кунсткамеры». Он намерен сохранить ее дух, настроение, которое было, когда коллекция диковин зарождалась.