Общество
17:502 октября 2017

Муринский «прокол»

Через несколько дней в Мурино состоится эпохальное событие местного масштаба. Жители каменных джунглей, стояние в пробках для которых стало стилем жизни, получат долгожданный проезд под КАД и новый выезд в город. Эксперты рассказали 78.ru, как новый «прокол» (так называют его строители) улучшит ситуацию, а в каких местах «выйдет боком».

Фото: vk.com/murino_infrastruktura

Подарок автомобилистам

Проезд соединяет западное Мурино с Верхней улицей Петербурга, выходящей на проспект Культуры. Работы велись с начала лета и обошлись в 108 млн рублей. Заказчиком выступило ООО «Региональное агентство транспортной инфраструктуры».

Собственно, сам проезд под КАД существовал давно, однако как таковой дороги, по которой можно было бы ездить, не существовало. Хотя некоторые смельчаки пользовались путем, который при включении фантазии на полную мощность, можно было условно назвать трассой. Новый проезд будет двухполосным, чего, конечно, недостаточно. Но, пусть и незначительно, он все равно изменит ситуацию к лучшему.

Следующим шагом изменения транспортной ситуации станет строительство съезда с КАД в районе метро «Девяткино», хотя когда – непонятно.

Ни к селу, ни к городу

Район Западного Мурино активно застраивается с конца 2000-х годов. И сегодня это одни из самых непроходимых каменных джунглей среди прочих, окружающих КАД. Расположенные на стыке города и области, эти территории стали местом реализации чиновничьей «смекалки». Застройщики вместе с муниципалами жонглировали градостроительными нормативами как хотели. Заниматься этим им позволял двойственный статус места – с одной стороны, это сельское поселение, с другой – «территория интенсивной урбанизации». Вот так и вышло, что по количеству и площади дорог западное Мурино село-селом, а по плотности застройки и этажности зданий – город. В результате плотность доходит до 20 тысяч кв. метров на 1 га при норме до 8 тысяч.

— Генеральный градостроительный план, предусматривающий транспортную сеть в зоне новостроек, не исполняется. В итоге, по периметру города растет «опухоль», душащая город. Ситуацию может спасти единое региональное планирование. Но этим, при наличии четырех комитетов только по транспорту, никто не занимается. Что касается Мурино, это стык города и области, и, по идее, оба субъекта должны решать вопрос строительства дорог совместно. В итоге этого не делает ни один из них. Более того, власти города долго сопротивлялись строительству этой дороги. В районе открывшегося проезда по плану должен был быть съезд с КАД. В итоге его изъяли из проекта. Почему – непонятно, — говорит эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин.

Возможно, жестоко, но отчасти справедливо обвинить в собственных бедах самих жильцов. Люди, которые покупают квартиры в таких районах, прекрасно знают, на что идут. И только совсем наивные верят, что до метро на маршрутке они будут добираться за 10 минут. Это, возможно, так, но только ночью. Эти районы строятся с расчетом на владельцев частного транспорта, но транспортная система на это не рассчитана. И Мурино – это еще не худший вариант. Есть массивы поблизости, где в принципе нет дорог, и ни о каких маршрутах общественного транспорта речь вообще не может идти.

Капля в море

— Я однажды провел эксперимент и попытался вызвать в западное Мурино такси. Навигатор показал, что машин поблизости нет. То есть даже для таксистов это место – мертвая зона. Прокол частично решит транспортную ситуацию, но уже ясно, что новая трасса вызовет серьезные пробки на проспектах Культуры, на Суздальском и перекрестке с Просвещения. Если раньше автомобилистам приходилось добираться через КАД, то теперь весь этот поток хлынет в город непосредственно, — считает Валдин.

Открытие нового проезда – это капля в море, поскольку территории будут застраиваться еще и еще. Учитывая то, что плотность застройки уже превышает все мыслимые нормы, а также наличие жестких границ в виде железной дороги и КАД, ситуацию исправить будет очень непросто и дорого, поскольку для этого необходимо строительство виадуков или тоннелей.

— Если дороги и начнут строить, они не будут успевать за жилищным строительством. Вопрос транспортной доступности можно отчасти решить, организовав выделенные линии для общественного транспорта. Но кто и когда будет этим заниматься, я пока не представляю. У нас сейчас строят новую станцию метро к чемпионату мира, и все деньги ушли туда, — делится мнением координатор движения «Городские проекты» в Петербурге Арсений Афиногенов.

Крик о помощи

Все познается в сравнении. И если Западное Мурино все же обласкано заботой властей и получило новую трассу, то соседнее Восточное Мурино задыхается в одиночку. Многотысячный жилой комплекс «Новое Мурино» и так-то не располагал оформленным выездом на дорогу до КАД, а теперь и те колдобины, по которым жители выезжали на Муринскую дорогу, закрыли в связи с ремонтом. Сейчас автомобилисты вынуждены ежедневно нарушать ПДД и разворачиваться на небезопасном участке Токсовского шоссе около Центральной улицы, подвергая опасности и других автомобилистов, и пешеходов. Кроме того, в случае необходимости неотложной медицинской помощи или тушения пожара на территорию комплекса ни пожарные, ни медики просто так не попадут. Отчаявшиеся жители направили властям петицию: «Уважаемые Георгий Сергеевич (Полтавченко) и Александр Юрьевич (Дрозденко), пожалуйста, примите меры, чтобы не допустить еще одного транспортного коллапса и увеличения происшествий среди населения».

Будем надеяться, что эта петиция станет очередным «звонком» от людей к власти, который заставит последнюю принять меры и не окружить наш город-герой каменной блокадой.

Игорь Яснитский