В Петербург пришло письмо из Хогвартса
— Почему вы выбрали именно Гарри Поттера?
— Гарри Поттер вошел в нашу жизнь, мы вместе с ним росли. Сначала я читала книги в переводе, потом по-английски. С огромным нетерпением ждала новые. Помню, как мы с друзьями старались купить их самыми первыми. Эти истории всегда шли фоном моей жизни.
В 2015 году в Instagram набрал популярность проект «365» (Он предлагал своим участникам ежедневно в течение года публиковать по одной фотографии на личной странице в социальной сети). Естественно, сразу подумала про Гарри Поттера, но поняла, что целый год публиковать по посту в день не смогу и сделала только 35, посвященных его 35-летию. (Главный герой книги Джоан Роулинг родился в 1980 году). Фотографии многим понравились, комментарии мне писали даже иностранцы. Это принесло мне репутацию чуть ли не главного поттеромана интернета.
— Как возникла идея выставки?
— Две страсти: Гарри Поттер и каллиграфия сошлись в одном. Все представленные работы выросли из курса «Итальянский курсив» в школе каллиграфии. Когда мы отрабатывали упражнения на текстах, я всегда брала отрывки из книг Джоан Роулинг, потому что помню их почти наизусть. Со временем этих работ накопилось уже столько, что можно было устраивать выставку.
— Курсив итальянский, а история английская, как так получилось?
— Итальянский курсив не связан с итальянским языком. Да, его придумали итальянцы, но пользовались им по всей Европе: и во Франции и в Англии.
— Все ваши работы основаны на цитатах из семи книг, только одна взята из фильма. Почему она для вас настолько особенная?
— Она очень душевная и мне очень нравится актер, сыгравший Римуса Люпина. Именно его фраза о матери Гарри из моего любимого третьего фильма взяла меня за душу. На занятиях мне очень хотелось ее написать, поэтому эта работа стала одной из первых в серии.
— Почему главные экспонаты — развороты «Сказок барда Бидля»?
— Моя специализация — историческая каллиграфия, поэтому две работы воспроизводят рукописи XVI века. Я выполнила в этой технике развороты из «Сказок барда Бидля», потому что, по мысли Роулинг, он жил как раз в то время.
В этой работе использована поталь: особая техника золочения. На специальный раствор наносится золото и потом полируется, поэтому оно так сильно блестит. Это довольно древний способ. Считается, что никакие краски не смогут заменить настоящее золото.
— Работать с золотом было сложно?
— Сами материалы не слишком дорогие, но работа трудоемкая. Она требует терпения и времени. Все необходимо делать по стадиям, давать материалам просохнуть. Пока вы наносите позолоту, нельзя даже дышать, потому что слой золота совсем тоненький и может легко улететь.
— Зачем вообще нужна каллиграфия в век гаджетов?
— Это одновременно воспитывает характер и помогает расслабиться. Во время работы выключаешь мобильный телефон, забываешь про время, сидишь и успокаиваешься, чтобы поймать ритм работы и не сбиваться с него.
— Сколько нужно времени, чтобы научится красиво писать?
— Каллиграфии учатся постоянно. Нельзя после года занятий сказать: «Я все умею» и уйти. Этим, как и любым искусством, надо заниматься постоянно. Ваш почерк формируется всю жизнь. Он, как патронус, может меняться в зависимости от переживаний радостных и печальных. Я занимаюсь каллиграфией уже 4,5 года, даже преподаю, но не собираюсь останавливаться.
— Какие инструменты необходимы каллиграфу?
— Для каллиграфии нужна тушь, бумага и ширококонечные перья. Их достаточно легко достать. Недавно я купила себе пергамент, но писать на нем пока боюсь: это дорогой, сложный и страшный материал. Кстати, письмо профессора Макгонагалл я написала, хоть и на бумаге, но настоящим птичьим пером.
— И напоследок несколько коротких вопросов. Ваша любимая книга?
— «Гарри Поттер и принц-полукровка».
— А фильм?
— «Гарри Поттер и Узник Азкабана».
— На какой факультет вас бы отправила распределяющая шляпа?
— Пуффендуй.
— Кем был бы ваш патронус?
— Белочкой.
Ирина Лебедева родилась и выросла в Москве, а семь лет назад переехала в Петербург. Здесь девушка увлеклась каллиграфией, окончила специальные курсы, а позже начала на них преподавать.
Во время подготовки работ для выставки Ирина изучала настоящие древние манускрипты из собраний Российской Национальной и Британской библиотек. В результате образцы текста максимально приближены к оригинальным примерам письма. Работы, которые художник-каллиграф опубликовала на своих страницах в социальных сетях, пришлись по вкусу не только российским, но и иностранным пользователям. Среди откликнувшихся на публикации были как любители Гарри Поттера, так и ценители красивого письма.