Лучшие роли Кирилла Лаврова: от Грибоедова до Достоевского
Судьбоносное знакомство
Из-за войны Кирилл Лавров так и не смог окончить школу, а без аттестата зрелости и думать не стоило о поступлении в театральные училища. Однако это не остановило молодого человека. Он поступил в труппу Киевского драматического театра под руководством Константина Хохлова и пять лет учился актерскому мастерству прямо на сцене.
В 1955 году Хохлова перевели в Ленинград, где он возглавил БДТ. Режиссер позвал с собой и молодого актера. Уже через год худруком БДТ вместо Хохлова стал Георгий Товстоногов. По мнению многих критиков, именно он создал золотую труппу театра. Одним из незаменимых актеров в ней стал и Лавров.
В Большом драматическом театре актер служил до самой смерти и сыграл свои лучшие роли. После смерти Товстоногова он занял его место и руководил БДТ почти 20 лет.
Молчалин — «Горе от ума» (1962)
Первый раз классическую пьесу Грибоедова в постановке Товстоногова зрители увидели в октябре 1962 года. Занавес поднялся, а за ним оказался еще один. Писатель Михаил Веллер вспоминал, что второй оказался зеленым, как бильярдный стол. В его верхнем углу будто от руки был написан эпиграф: «Черт догадал меня родиться в России с умом и талантом» Пушкин.
Актриса БДТ Зинаида Шарко вспоминала, что фраза вызвала недоумение у городских властей. Они заставили снять второй занавес, но отменить спектакль по бессмертной пьесе не решились. Постановка еще долго была предметом споров и обсуждений.
— Они вместе с Ульяновым заканчивали фильм. Это была детская попытка выйти на самый крупный уровень мастерства. Не совсем удавшаяся, но очень интересная попытка. Потребовалось собрать все актерское мастерство, и попробовать добраться до вершин так называемого духа Достоевского, — рассказывает кинокритик Владимир Кузьмин.
Совместная работа так сплотила актеров, что они до смерти называли друг друга братьями. Эта дружба показывает еще одну черту Лаврова — его умение находить общий язык с коллегами.
— Он не одинокая звезда на сцене, он ансамблевый актер. Кинозрители воспринимают его как яркую вспышку, главного героя, который всегда привлекает внимание, но при этом он прекрасно умел работать с партнерами по сцене и кадру, — отмечает Николай Песочинский.
«Братья Карамазовы» стали третьей в карьере Ивана Пырева экранизацией книг Достоевского. На этот раз его работу признали не только в СССР, но и в Голливуде. Фильм получил номинацию на «Оскар» в 1969 году.
«Стакан воды» (1979). Рейтинг «Кинопоиска» 8.1
Кириллу Лаврову довелось примерить на себя и образ английского виконта Генри Болингброка в киноверсии французской пьесы «Стакан воды». Его герой стремится прекратить войну за испанское наследство. Для этого ему нужно поссорить королеву Анну и ее подругу детства герцогиню Мальборо, в руках которой находится настоящая власть.
— Ни один зритель, который видел фильм, никогда не забудет персонажа Кирилла Лаврова. Эта такая тонкая и обаятельная актерская работа, какую редко увидишь, — убежден Николай Песочинский.
Однако не все опрошенные нами критики разделили восторг Николая Песочинского от игры Лаврова в этом фильме. Так, Наталья Скороход убеждена, что в этой работе актера нет ничего необычного. По ее мнению, ему вообще не очень шли костюмные роли.
— Так или иначе, наследие Кирилла Лаврова огромно с точки зрения человеческого, творческого, стилевого и художественного многообразия. Он сделал очень многое для того, чтобы мы поняли, каким актерское искусство может быть разным, — заключает Николай Песочинский.