Наука, искусство и грация классицизма или Чем Джакомо Кваренги запомнился Петербургу
Признанный, но невостребованный мастер
У 30-летнего римского архитектора Джакомо Кваренги признание уже было, а постоянной работы нет. Зодчий проектировал здания и в родной Италии, и в Англии, и в Монако, и в Вене, но нигде не задерживался. Наконец, ему улыбнулась удача. Разочаровавшаяся во французских мастерах российская императрица пригласила молодого специалиста на болотистые берега Северной столицы. Это решение Екатерины II стало удачей как для Кваренги, так и для Петербурга.
Вкус и гармоничность пропорций
Излюбленным стилем мастера, выросшего в окружении античных развалин, был классицизм, впитавший лучшие идеи древнегреческих зодчих. Относящиеся к нему здания невозможно представить без строго и гладкого фасада, массивной колоннады и продуманного скульптурного оформления.
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, отмечали изящество и благородство, но в то же время холодность и сухость классицизма. Кваренги упрекали в любви к колоннадам, отбирающим свет, которого в северных странах и без того мало. В тоже время авторы отдавали должное, отмечая вкус архитектора и его умение добиваться гармоничных пропорций. Именно эти качества покорили знатных заказчиков. За без малого 40 лет зодчему удалось воплотить 30 проектов. Кваренги отдал России много сил и фантазии, но взамен получил новую родину, когда старая от него отвернулась.
Академия наук (Университетская набережная 5)
Этот проект стал первым крупным экзаменом для Джакомо Кваренги после переезда в Петербург. Итальянцу удалось вписать новомодный, строгий, классический фасад научного заведения в легкомысленную барочную набережную петровских времен.
Два верхних этажа Академии наук были выкрашены в желтый цвет и украшены посередине слегка массивным портиком из восьми колонн, увенчанных треугольным фронтоном. Это делало сооружение похожим на древнегреческие храмы. Интересно, что цоколь здания был отделан гранитом, который визуально сливался с набережной.
На возведение здания потребовалось всего два года, оно было завершено уже в 1785 году. Внутренняя отделка потребовала большего времени и закончилась только в 1824 году, к столетнему юбилею академии. Тем не менее, ученые оценили функциональность и простор даже незавершенного здания.
Эрмитажный театр (Дворцовая набережная 34)
Императрица любила театр и иногда даже сама писала пьесы. Рядом со своей главной резиденцией, Зимним дворцом, она повелела построить театр. Новое здание начали возводить на месте старого зимнего дома Петра I. Кваренги даже использовал существующий фундамент и частично сохранил каменную кладку первого этажа.
Главная особенность Эрмитажного театра - его зрительный зал. В нем нет привычных рядов кресел, только шесть полукруглых скамей амфитеатром спускающихся к сцене и две боковые ложи. Одна из них была пожалована зодчему. До конца своих дней он мог спускаться в нее прямо из собственной квартиры, также расположенной в этом здании. Амфитеатр был выбран не случайно. Во-первых, это еще одна отсылка к античности, а, во-вторых, нежелание Екатерины II делить по чинам людей из ближнего круга.
Конногвардейский манеж (Исаакиевская площадь 1)
Манеж конногвардейского корпуса из всех проектов Кваренги, пожалуй, больше всего походит на древнегреческий храм. У него есть все для этого необходимое: ярко выраженная колоннада, продолговатая конструкция, огромное внутреннее пространство и скульптуры.
Фигуры, украсившие манеж, заняли свое привычное место далеко не сразу. Сначала итальянский скульптор, которому их заказали, сорвал сроки. Вместо 1810-го мраморные изваяния попали в Кронштадт только в 1816 году. Но и тогда их установить не удалось: при транспортировке у одного из мраморных юношей откололась рука. В итоге свое место скульптуры заняли только на следующий год.
Меньше, чем через четверть века их опять пришлось перенести, на этот раз уже по требованию церкви. После открытия Исаакиевского собора духовенству показалось кощунственным соседство православного храма и фигур языческих богов. Только в 1954 братья Диоскуры вернулись на исконное место.
Государственный ассигнационный банк (Набережная канала Грибоедова 30)
Здание нового Ассигнационного банка появилось в самом сердце столичной торговли. По соседству с банковским кварталом расположился Большой гостиный и Апраксин дворы, а также семь рынков. Кроме того, новый банк стоял на берегу Екатерининского канала, поэтому деньги из монетного двора сразу после чеканки доставляли на баржах. Их относили в два хранилища, расположенных в крыльях здания, в центре которого работал сам банк.
В наши дни банкиры больше не трудятся в нем, но оно по-прежнему связано с деньгами. Здесь находится Санкт-Петербургский государственный экономический университет. В память о зодчем в зеленом дворе, выходящим на Садовую улицу, в 1967 году Кваренги установили памятник.
Смольный институт (Смольный проезд 1)
Смольный институт - одно из последних крупных творений Джакомо Кваренги в Петербурге. Архитектору снова пришлось совмещать свой классический проект с барочным ансамблем Смольного собора. У сооружения, внешне похожего на Академию наук и Ассигнационный банк, сложилась необычная история. Оно было построено для первого в Российской империи учебного заведения для девочек.
В 1917 году в Смольном расположился штаб по подготовке октябрьского восстания во главе с Владимиром Лениным. С тех пор здание прочно ассоциируется с городской властью. В наши дни здесь находится резиденция губернатора и работает администрация Петербурга.