Мокрое дело 1777 года

10 сент, 16:09
Игорь Яснитский
240 лет назад, 10 сентября 1777 года, в Петербурге случилось самое масштабное по количеству жертв и убытков наводнение. Защищенные дамбой, оглянемся на те времена и попробуем представить ужас людей, столкнувшихся с небывалым разгулом стихии.
1505025716330

Царь против реки

О капризном характере Невы местные жители знали еще задолго до основания Петербурга. Не исключено, что наводнения были одной из серьезных причин того, что до начала 18 века на месте нашего города не было каких-либо значительных поселений.

Но характер царя оказался не менее суровым, чем у реки. Несмотря на угрозу постоянных паводков, он не отказался от мысли основать будущую столицу именно в устье Невы.

Не успело начаться строительство Петропавловской крепости, как люди стали свидетелями подъема воды. Уже в ночь с 19 на 20 августа 1703 года началось наводнение. Несмотря на то, что оно было незначительным, даже небольшой подъем воды по-настоящему испугал людей.

Но реке все же удалось внести коррективы в задумки Петра. Как известно, он хотел разместить центр будущего города на Васильевском острове. Более того, в соответствии с градостроительным планом 1717 года, эта идея стала воплощаться в жизнь. На Стрелке стали возводить здания для административных и научных учреждений. Но время показало, что остров из-за особо низкого положения над уровнем моря затоплялся сильнее других. Это стало одной из причин, почему центр города постепенно переместился на левый берег Невы.

Мысли о том, как спасать город от повторяющейся стихийной напасти, стали возникать еще в петровские времена. Был даже проект поднять уровень Васильевского острова на три метра, но из-за колоссального объема работ от него отказались.

Знаменитые каналы, ныне засыпанные и ставшие линиями, тоже были прорыты отчасти для этой цели. Предполагалось, что поднимающаяся вода будет уходить по ним обратно в Неву. Но это мероприятие не помогло решить проблему. Для этого же уже позже были прорыты Екатерининский канал (ныне – Грибоедова) и Обводный.


Вода у ног императрицы

Несмотря на то, что самый высокий уровень воды был зафиксирован во время наводнения 1824 года, по масштабам бедствия и количеству пострадавших и погибших людей самым ужасающим стал разгул стихии 10 сентября 1777 года.

Гравюра неизвестного немецкого автора. Наводнение 1777 года.

За два дня до этого началась страшная буря, а ночью 10 сентября уровень воды поднялся на три метра. Был затоплен почти весь город. Особенно пострадали злосчастный Васильевский остров и Коломна. Нетронутыми водой оказались только район Литейного проспекта и Выборгская сторона.

Наводнение было недолгим – уже к 12 часам дня природа начала успокаиваться. Но нескольких часов оказалось достаточно, чтобы нанести городу катастрофический урон.

Множество деревянных домов оказались в море. Сильно пострадали городские сады – деревья вырывало с корнем. А в Летнем саду наводнение уничтожило фонтаны. Небольшой корабль проплыл мимо Зимнего дворца прямо по набережной. Стоявшую на берегу тюрьму, в которой было около 300 человек, попросту смыло в воду, а все узники погибли. Общее количество унесенных человеческих жизней превысило 1000. К вечеру, когда вода схлынула, вокруг города на 11 верст в полях находили трупы людей и животных.

Накануне катастрофы императрица Екатерина возвратилась из Царского села в Зимний дворец и ночью оказалась в самом центре событий. Как она написала позже, «порыв ветра разбудил меня в пять часов. Я позвонила, и мне доложили, что вода у моего крыльца и готова залить его. Нева представляла зрелище разрушения Иерусалима». Вскоре императрица вызвала к себе обер-полицмейстера Чичерина. Тот приплыл в Зимний дворец на ялике. Разгневанная царица обвинила чиновника в нераспорядительности властей, из-за которых наводнение стало причиной столь страшных последствий. Видимо, Чичерин настолько близко к сердцу принял слова Екатерины, что через два дня скончался.

Жители, дожившие до другого масштабного наводнения 1824 года, свидетельствовали, что, несмотря на более высокий уровень воды, события 1777 года были гораздо страшнее.


Уроки природы

После наводнения 1777 года были изданы «Правила для жителей – что делать в минуту опасности?». Помимо прочего в них говорилось, что теперь о наступлении бедствия будут предупреждать пальбой из пушек, сигнальным флагом днем и фонарями по ночам.

Эта катастрофа значительно повысила интерес к изучению причин наводнений. Было установлено регулярное наблюдение за уровнем воды в Неве.

Памятная плита о подъеме уровня воды в 1777 году в арке Невских ворот в Петропавловской крепости. Фото: к-я.рф
Памятная плита о подъеме уровня воды в 1777 году в арке Невских ворот в Петропавловской крепости. Фото: к-я.рф

Долгое время считалось, что основная причина затоплений заключается в самой реке. Исследователи полагали, что при сильном западном ветре течение в реке замедляется, и она выходит из берегов. Но только недавно выяснилось, что всему виной атлантические циклоны. Они вызывают подъем волны в Балтийском море. Поначалу невысокая, проходя через Финский залив, она набирает скорость и высоту, порой достигающую пяти метров. Сталкиваясь в устье Невы с течением последней, она вызывает стремительный рост уровня воды. Это связано с небольшой глубиной залива и Невской губы.


Решение проблемы

Несмотря на многолетнюю историю работы над проектами по защите города от наводнений, более обстоятельно этим вопросом занялись только после бедствия 1924 года. Были спроектированы защитные сооружения и началось их строительство. Окончить работы предполагалось через четыре года. В силу разных причин, в том числе – войны, работы были приостановлены.

Современный комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений начали проектировать в 1960-х годах, а стройка началась только в 1979-м. Пресловутая дамба стала долгостроем – работы закончились только в 2011 году. Сейчас метеорологи узнают о приближении волны с Балтики за двое суток, и за пять часов до ее подхода закрываются все проходы для судов.


Интересные факты

  • В 1715 году у Петропавловской крепости поставили первую рейку для замеров уровня воды. Благодаря этому устройству был определен ординар Невы. Так называется обычная высота воды в спокойную погоду без ветра.
  • О страшном наводнении 1777-го года до сих пор напоминает мраморная плита под аркой Невских ворот Петропавловской крепости. На ней отмечен уровень подъема воды 10 сентября 1777-го 321 см выше ординара.
  • В одном издании после наводнения 1777 года было напечатано объявление о продаже с одной дачи на Петергофской дороге 2000 мачтовых сосен, которые вырвало с корнем.
  • Всем известно описание наводнения 1824 года в поэме Пушкина «Медный всадник», но мало кто знает, что описание катастрофы 1777 года нашло яркое отражение в произведении Дмитрия Мережковского «Царство зверя».
  • Весть о беде, постигшей Петербург в 1777 году, дошла до Европы. Известна немецкая гравюра конца XVIII века, изображающая бедствие. Очевидно, что художник пользовался только словесным описанием происходившего, поскольку в извилистой реке, текущей с холмов, и остроконечных крышах домов города сложно узнать Петербург.
  • Обычно наводнения случаются в Петербурге осенью. Сейчас синоптики употребляют это слово, когда вода поднимается на 160 сантиметров выше обычного уровня.