Культура
14:0031 августа 2017

Матильда Кшесинская: Маленькая женщина с великой судьбой

На излете лета 1872 года, 31 августа, родилась удивительная во всех отношениях женщина – балерина Матильда Кшесинская. Сотканная из контрастов души и тела, добродетели и цинизма, стремления к прогрессу и консерватизма, она оставила неизгладимый след в памяти современников и потомков. Но главная память о Матильде Феликсовне – прекрасный особняк на Петроградской стороне, в котором сегодня располагается Музей политической истории. Вспомним, какой была эта женщина и какую непростую жизнь она прожила.

e7d36c50c413cf3c9dc33515347d848e

Маленькая кокетка

Матильда Кшесинская родилась в семье балетных танцовщиков. Семья была достаточно обеспеченной и, оставляя за собой петербургскую квартиру, перебиралась на лето загород. Именно поэтому Кшесинская родилась не в Петербурге, а дачном поселке Лигово. Здесь же, кстати, хотя и на несколько лет позже, проводила летние месяцы маленькая Анна Павлова. Впоследствии семья Кшесинских на лето переезжала в Сиверскую, где отец Матильды купил имение. Этот известный курортный поселок был облюбован многими представителями русского искусства – Майковым, Анненским, Салтыковым-Щедриным, Плещеевым, Маминым-Сибиряком, Гончаровым, Ахматовой, Блоком и другими.

Следуя семейной традиции, в 8 лет Матильда поступила в Императорское театральное училище (ныне – Академия русского балета имени Вагановой). Уже с детства девочка отличалась от сверстников – она стала приходящей ученицей. Для остальных же воспитанников заведение было не только местом учебы, но и домом, где они жили и в будни, и в праздники.

Дисциплина в училище была строгой. Обучение мальчиков и девочек было раздельным, но во время парных танцев им приходилось встречаться. Однако разговаривать было категорически запрещено. Поэтому в заведении были развиты язык жестов, мимических знаков и практика передачи записок. Эти деликатные моменты с детства импонировали будущей приме.

Красота по-кшесински

После выхода из училища в 17 лет Кшесинская сразу же была зачислена в Императорский театр артисткой кордебалета. И уже через 6 лет стала примой-балериной. Большую роль в таком стремительном продвижении сыграло покровительство великих князей. К слову, в этом не было ничего исключительного – та же Анна Павлова, несмотря на весь свой талант, тоже пользовалась помощью покровителей. Но говорить о том, что Кшесинская добилась успеха благодаря лишь протекции, было бы чистой воды злословием.

У Кшесинской было особое дарование. Впрочем, как и особая внешность. Ее нельзя было назвать однозначно красивой. Но живость и экспрессия делали балерину привлекательной и притягательной. Ее творчеству была присуща исключительно глубокая драматическая проработка ролей. И в этом – главный секрет ее таланта и успеха.

Матильда Кшесинская в Императорском театральном училище Фото: 78.ru

Но есть и другой – по свидетельству современников, Кшесинская была чрезвычайно трудолюбива. Она первой освоила итальянскую технику. Для этого балерина специально брала уроки у хореографа по фамилии Чикетти, чтобы превзойти приглашенных из Италии танцовщиц в технике ног. Дело в том, что русская балетная школа отличалась плавностью и мягкостью движений и акцентом на руки. Итальянки же могли выполнять очень сложные движения ногами.

Судьбоносная встреча

Первый выход на сцену Кшесинской состоялся в Красном селе. Дело в том, что, когда сезон в Мариинском театре закрывался, на лето трупа перебиралась в специально для этого построенный деревянный театр в Красном селе. Публику в основном составляли офицеры полков, располагавшихся вокруг. Среди зрителей был и наследник престола, как раз проходивший в это время военную службу. Там они и подружились.

Сначала Кшесинская жила с родителями. У нее и сестры Юлии была своя половина – спальня и небольшая гостиная. Позже цесаревич Николай снял для Кшесинской особняк на Английском проспекте. Он был не очень большим, но к нему примыкал садик, который Матильда очень любила. Примечательно, что раньше этот особняк принадлежал другой балерине, бывшей возлюбленной одного из великих князей.

В 1902 году у Матильды родился сын Володя (она утверждала, что этот ребенок от ее последнего возлюбленного – и, впоследствии, мужа – великого князя Андрея Владимировича, который приходился Николаю II двоюродным братом). Именно в это время она задумалась о постройке собственного особняка в центре города.

Обосновывая необходимость переезда рождением сына, Матильда, вероятно, лукавила. Скорее всего дело было в том, что она имела уже совсем другой статус, связи и материальное положение, нежели раньше. К тому же, она всегда стремилась к роскоши.

Дальновидный девелопер

Продав особняк на Английском проспекте, Кшесинская в 1904 году покупает участок на Петроградской стороне около только что открытого Троицкого моста. До его постройки эти места были отрезаны от эпицентра столичной жизни Невой и представляли собой дачную местность с деревянными постройками. И вдруг, благодаря постройке моста в 1903 году, эта местность оказалась соединена с самым центром Петербурга. Район начал становиться все более фешенебельным. Богатые люди города ринулись выкупать здесь земли. Кто-то для себя, как, например, сосед Кшесинской барон Василий Брант – его особняк вплотную прилегает к особняку Кшесинской. Кто-то для строительства доходных домов – дом Лидваля, тоже находящийся неподалеку, хороший тому пример. Но пионером освоения Петроградки стала именно Матильда.

Почему Кшесинскую так привлекала именно Петроградская сторона? Здесь, в отличие от центра города, она могла воплотить любые архитектурные фантазии и развернуться с размахом. Кроме того, с этого участка открывался роскошный вид на Неву и стоявший тогда на Троицкой площади Троицкий собор, основанный еще Петром Первым.

Маленькая хозяйка большого дома

Матильда начинает строительство своего особняка и для реализации проекта выбирает Александра фон Гогена, придворного архитектора великого князя Владимира Александровича (отца князя Андрея Владимировича).

Интересно, что балерина приобрела землю не на свое имя, поэтому долгое время никто не знал, кто строит этот особняк.

Для своего будущего жилища Матильда выбирает популярный тогда стиль модерн, в котором выполнена практически вся застройка Петроградки. Своеобразие особняка, отражающее особенности владелицы, в том, что модерн свойственен ему лишь снаружи. Внутри Кшесинская велела устроить анфиладную систему, что характерно скорее для дворцов. Его хозяйка хотела поражать своих гостей роскошью и размахом.

Особняк Кшесинской на Петроградской стороне                                                                                                                                                                                                                  Фото: 78.ru
Особняк Кшесинской на Петроградской стороне Фото: 78.ru

Анфилады выполнены в неоклассическом стиле. И только они дошли до сегодняшних дней в первозданном виде. Это связано с очень непростой судьбой здания и в годы революции, и в советское время. При этом в интерьерах особняка были представлены и другие стили.

Мебель Кшесинская заказала фабриканту Мельцеру, поставщику императорского двора. Помещения Зимнего дворца, где непосредственно жил последний император, обставлены именно такой мебелью.

То, что мы называем фурнитурой – шпингалеты, дверные ручки и т.п., а также светильники Матильда заказала во Франции, равно как и ковры. Она стремилась к нарочитой роскоши.

Три этажа роскоши

Особняк можно разделить на три уровня. В цокольном этаже находились винный погреб, кухня, столовая и ледник для хранения продуктов. Гости, которым предлагался каталог, могли выбрать любое вино, которое они только пожелают. Матильда пишет, что погреб пополнял великий князь Андрей Владимирович. На кухне же хозяйничал французский повар.

Первый этаж – анфилады, столовые, будуары, выходы из дома в сад и комнаты прислуги, которая, к слову, любила свою хозяйку, за исключением экономки Рубцовой.

Второй этаж – жилые помещения хозяев, купальня и гардеробная.


Коллекция ее драгоценностей была велика, но в годы лишений ей пришлось продавать украшения для того, чтобы снимать жилье, питаться и содержать прислугу. Итак, бежав из своего особняка с сыном, собачкой и чемоданом, она уходит недалеко – в дом Лидваля – там жил ее коллега по сцене. Она сидит в прихожей, единственном помещении без окон – остальные комнаты простреливались. С февраль по июль 1917 года Матильда скиталась по разным адресам. После дома Лидваля она перебирается на квартиру своего брата Иосифа Кшесинского в дом на Литейном проспекте. Потом отправится жить к своему коллеге по сцене танцовщику Владимирову. Летом будет жить у себя на даче в Стрельне. В июле, видя, что ситуация в политической жизни страны становится все более нестабильной, Матильда принимает решение покинуть Петербург. Вместе с сыном она отправится на юг России, в Кисловодск, куда до этого на лечение уехал ее любовник великий князь Андрей Владимирович. В Петербург она больше не вернется никогда. Впоследствии, во Франции 17 января 1921 года в Каннах Матильда Феликсовна вступила в морганатический брак с Андреем Владимировичем. Последний усыновил её сына. Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив до своего столетия несколько месяцев.

Знаете ли вы, что:

  • Матильда Кшесинская была очень невысокого роста около 150 сантиметров и достаточно плотная. По отзывам современников, обладала «мужскими» атлетическими ногами. Лицо ее, с точки зрения классических канонов, нельзя было назвать красивым. Поэтому Матильда никогда не позировала для фотографов в фас. Только в полоборота, считая такую позицию более выигрышной.
  • В течение всей своей карьеры она выбирала наиболее выгодные для себя партии, где могла показать силу своей драматической игры и темперамент. Все эти балеты ныне непопулярны и не включены в репертуар большинства театров.
  • Кшесинская стала первой русской балериной, делавшей знаменитые 32 фуэте.
  • Гардеробная, обустроенная на втором этаже особняка, была предметом особой гордости Кшесинской. Сценические костюмы и аксессуары к ним были не просто аккуратно развешаны, но и пронумерованы. Это было нужно для того, чтобы доставить необходимый костюм на выступление, если Матильда ехала туда не из дома.
  • Великий князь Сергей Михайлович подарил Кшесинской дачу в Стрельне, где та построила электростанцию. Электричество там появилось даже раньше, чем в Зимнем дворце. Этим фактом Матильда Феликсовна очень гордилась.
  • 22 февраля, за пять дней до кульминации Февральской революции, Кшесинская, несмотря на политическую обстановку, устраивает прием более чем на 20 человек. По этому случаю она выставила свою коллекция цветов от Фаберже, в частности, золотую елочку, сплошь усыпанную бриллиантами. На стол был поставлен ее лучший фарфоровый сервиз под эпоху Екатерины Великой. Матильда очень переживала, что, если придет лишний гость, у нее не найдется для него прибора и посуды из той же коллекции, и гармония банкета будет разрушена.

*Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудника экскурсионного отдела Государственного музея политической истории России Ирину Власову.

Культура
Игорь Яснитский