Когда 6 декабря вскоре после первых снегопадов в Петербурге неожиданно в отставку отправился глава Калининского района, никто всерьез не удивился. Традиция принесения чиновников в жертву снежным богам появилась еще при Валентине Матвиенко. С ее легкой руки это называлось отправить «вязать носки». Теплые вещи Ивану Громову теперь скорее всего действительно понадобятся, так как уже на следующий день он был задержан. Правда, не из-за снега, так что остальные чиновники, спасовавшие перед стихией, пока могут расслабиться. Громову вменяется «мошенничество в особо крупном размере с использованием служебного положения». По данным 78.ru, речь идет о сумме свыше 150 млн рублей. Правоохранителей интересуют те времена, когда Громов возглавлял Комитет по информатизации и связи.
К слову, в Смольный чиновник попал вскоре после ухода Матвиенко, а его отец был ближайшим соратником Георгия Полтавченко. При этом полицию также заинтересовал брат экс-главы района Павел Громов. Он также задержан в рамках уголовного дела, а в домах, принадлежащих членам семьи в подмосковном Одинцово, прошли обыски. Следственные действия затронули и других чиновников, сотрудничавших с Громовым. Это его бывший преемник в должности главы Комитета по информатизации и связи Денис Чамара, а также экс-заместители Андрей Соколов и Андрей Никольский. На очереди также экс-руководители Санкт-Петербургского информационного аналитического центра Андрей Овчаренко и Евгений Корабельников.
Как сообщила Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга, всего Громову вменяется восемь эпизодов. В деле фигурирует компания с красивым «японским» названием «Тэсонэро Компьютерс». Предполагается, что она получала контракты на IT-услуги с труднодоступным типичному гуманитарию описанием, а по факту все задачи выполнялись силами штатных госсотрудников.
Любопытно, что в своей последней должности Громов отработал меньше месяца. До этого он в течение пяти лет возглавлял Петроградский район. Это вотчина бывшего спикера петербургского парламента Вячеслава Макарова, где заместителем председателя работала его дочь Марина Лыбанева. Таковы дворянские традиции Петербурга. Проблем в районе хватает. И речь не только об уборке территории. К примеру, родители неоднократно жаловались на качество питания в учебных заведениях. Претензии, в частности, возникали к «Фирме Флоридан» и «Компании Балтфуд». Любопытно, что даже после череды скандалов, отравлений, штрафов и дел, возбужденных УФАС по поводу создания картелей, эти фирмы продолжают успешно выигрывать тендеры. А заявки по некоторым спорным закупкам в качестве главы комиссии подписывала как раз Лыбанева, ставшая недавно депутатом ЗакСа по отцовскому округу.
Получила резонанс и история с благоустройством участка набережной Карповки на пересечении с проспектом Медиков. Конкурс на подготовку проекта на 6 млн рублей выиграло ООО «Нескучный с-дизайн». А в 2019 году та же компания выиграла другой конкурс на благоустройство набережной Карповки. И тот тендер на 149 млн рублей стал поводом для возбуждения уголовного дела о мошенничестве. В прокуратуре пришли к выводу о том, что стоимость работ была завышена путем предоставления «подложных коммерческих предложений относительно стоимости работ и оборудования». А кое-кто обратил внимание и на выбор места для нового благоустройства — прямо перед территорией «Ленполиграфмаша», который на треть принадлежит главе Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кириллу Соловейчику.
Все пять лет в должности главы района Громов подавал декларацию, по которой он не владел никакой недвижимостью, и даже автомобилем Suzuki Jimny обзавелся лишь в 2019 году, а его доходы колебались в размере 2-3 млн рублей, регулярно уступая заработку жены. Депутаты ЗакСа шестого созыва нередко обрушивались на того или иного главу района с ядерной и неудержимой критикой, но Громова раз за разом почему-то обходили стороной. Видимо, из уважения к такому бессребренничеству.
Однако интерес правоохранительных органов к фигуре Громова связан с более ранним этапом его биографии. С 2012 по 2016 годы чиновник возглавлял Комитет по информатизации и связи. А до этого он долго служил в полиции. Отец Громова также отдал многие годы службе в правоохранительных органах. Александр Громов является генерал-майором налоговой службы. В 77-91 годы служил в КГБ, потом возглавлял Федеральную службу по валютному и экспортному контролю, а с 2001 года стал первым заместителем полпреда президента в Центральном федеральном округе. Само полпредство чуть ранее возглавил Георгий Полтавченко. Спустя десять лет он переехал в Смольный, и там же вскоре на видной должности оказался сын его бывшего ближайшего соратника.
Самый громкий скандал с участием Громова в новой должности случился в 2015 году, когда «полетел» сайт госуслуг, и родители не могли отправить заявки на зачисление своих детей в школы. Чиновник нелепо оправдывался, возложив ответственность за инцидент на родителей-хакеров, которые, по его словам, создали собственный софт, позволяющий продвинуться в очереди, что привело к резкому росту нагрузки на сайт.
Вездесущие Telegram-инсайдеры сложили два плюс два и сделали однозначный вывод о начале «похода на Полтавченко». Самое подробное конспирологическое «досье» появилось на канале «Понтий Пилат — Pontirius».
«Команда Громова младшего фактически монополизировала и на какой-то момент (из-за этого) парализовала ИТ-сектор города, связанный с государственными информационными системами. Жители города могут вспомнить скандал с электронной системой записи в первые классы и тд. При Громове младшем подведы КИСа были забиты АПСами с зп по 300тр, а самые ближайшие к их семье люди продолжают работу там до сих пор, включая одного из заместителей председателя комитета информатизации и связи.
Основной cashflow семье Громова создавала компания Нетрика и её «дочки», которые забирали до 80% ИТ-тендеров СПб и Ленобласти. Стоит вспомнить, как совсем не так давно панк-номинал, приведенный Громовым младшим в Смольный для распила бюджетов — Мошков Артём Михайлович, писал сам на своей странице в FaceBook: мы пришли и «непоймикакимчудом» составом в 7 человек внедряли госинформсистемы в Питере.
Отдать должное в троллинге системы Громов — лидер, т. к. привести реального «пивного панка» в Смольный и затянуть на него миллиардные бюджеты — это банальное издевательство над системой!
Тем не менее Нетрику успели продать федеральным бандитам — Таширу, предчувствуя неладное после прихода команды Казарина в СПб, за которым стоят молодеж из федерального ЧК с совсем другими масштабами и более аккуратной методикой работы, основанной на госмонополиях Ростеха, Ростелекома и реальных крупных вендоров, а не «пивных панков», — пишет Telegram-канал (сохранены авторские орфография и пунктуация — прим.ред.).
Мы связались с главой «Нетрики» Артемом Мошковым, и он все категорически отрицает. Говорит, что пиво не пьет, панком не является, «Нетрику» не продавал, все написанное называет «бредом на 70%» и думает, какие действия дальше предпринимать. При этом Мошков признал, что его компания является «одним из ключевых разработчиков государственных информационных систем» и часто выигрывает «айтишные» тендеры, но подчеркнул, что претензии правоохранителей к Громову никак не связаны с деятельностью его компании, его самого с чиновником связывали сложные отношения, а госзаказы компания выигрывала и до прихода Громова в комитет, и после его ухода.
— Он пришел товарищем милиционером сюда, достаточно агрессивно зашел на свою должность, делал здесь большие чистки. Суровый такой мужик. Конкретно быстро прокачался в новой тематике, в IT в том числе, сделал модель управления, а потом ушел на должность главы Петроградского района, — вспомнил Мошков.
Дальнейшая судьба «сурового мужика» зависит от качества материалов, собранных следствием. Уже известно, что сторона обвинения будет ходатайствовать о заключении экс-чиновника под стражу.