Культура
15:3428 января 2020

Парфёнов — о реставрации квартиры Бродского, советском Ленинграде и «Намедни» про себя

Накануне журналист побывал в коммуналке, где до 1972 года жил и творил один из его любимых поэтов, герой из его трилогии «Русские евреи» Иосиф Бродский.
Фото: официальное сообщество Леонида Парфёнова в vk.com

В субботу, 25 января, в квартире № 28 в Доходном доме князя Александра Мурузи состоялось открытие музея-квартиры Иосифа Бродского. Людей, желавших увидеть место, где более 60 лет назад жил и творил поэт, было много. Но самым заинтересованным в происходящем гостем однозначно был Леонид Парфёнов, который прогулялся по всем комнатам пространства, прикоснулся к стенам и даже помедитировал в самом сердце музея.

«Сейчас мы всё залачим, ни царапинки не будет»

Журналиста всегда интересовала непростая судьба Иосифа Бродского. В его знаменитой трилогии «Русские евреи» о людях, сыгравших важную роль в русской истории, имя известного поэта звучало не раз. Во время работы над фильмами Парфёнов побывал в местечке Броды, где Бродский родился и вырос, а также на Мортон-стрит в Нью-Йорке, где поэт провёл последние годы своей жизни. Однако посетить квартиру Бродского в Ленинграде журналисту всё никак не удавалось.

Фото: Anatoly Lomokhov/ globallookpress.com
Фото: Anatoly Lomokhov/ globallookpress.com

Однажды в Тбилиси Парфёнов встретил Максима Левченко, который оказался автором проекта будущего музея. Он обратился к журналисту с просьбой поделиться своим видением, а главное — помочь найти ответ на вопрос — как дать людям возможность почувствовать последнего классика русской литературы.

— Музей — это ведь не то, что музеефицирует: сейчас мы всё залачим, ни царапинки тут больше не будет, и всё это станет мемориальным. Музей — это наследие, которое мы должны почувствовать. Ничего исторического в квартире, конечно, не осталось. Наверное, это лучшее, что можно сделать на этом этапе.

Ремонтные работы в музее ещё не окончены. Так что, под этим «лучшим» Парфёнов подразумевает необлицованные кирпичные стены, деревянные полы и старые двери. Всё это, по мнению журналиста, вообще не нуждается в реконструкции.

— Они освобождены от наслоений последующей гнили какой-то и очищены для того, чтобы мы могли к ним в первичном виде каким-то образом подобраться.

Парфёнов уверен, что квартира должна оставаться в таком виде, ведь только так гости музея смогут почувствовать Бродского, связаться с эпохой его творчества и воспринимать её, как нечто предшествующее, но в то же время принадлежащее нам — нынешнему поколению. Но гораздо важнее, по мнению журналиста, суметь освоить это время.

Комната Бродского, 2018/ Фото: wikimedia.org/Lion10
Комната Бродского, 2018/ Фото: wikimedia.org/Lion10
— Если, конечно, мы ещё о чём-то задумываемся, ставим перед собой какие-то задачи и вообще думаем, что Петербург — это наш город, а не исторические декорации прошедших лучших времен.

Замкнутый мир с гением внутри

Итак, сейчас музей выглядит следующим образом — лекторий, несколько выставочных залов, а ещё одна необычная комната, а точнее полторы комнаты, куда можно попасть через совершенно неприметную дверь. Пространство привели в порядок и не стали заполнять какими-либо предметами. Однако пусто там лишь на первый взгляд.

— Эти полторы комнаты, конечно, производят огромное впечатление этим замкнутым миром, из которого может выйти гений. Если бы всё здесь завесили какими-то стеклянными витринами с фотографиями, было бы гораздо хуже.

В планах у создателей музея наполнять пространство комнаты разным звучанием — менять его обстановку и настроение, привозя туда различные экспозиции или включая записи голосов его близких друзей.

Леонид Парфёнов посетил открытие музея не только для того, чтобы взглянуть на квартиру известного поэта, но и приблизить гостей к творчеству Иосифа Бродского. В лектории, который также расположился в новом пространстве, журналист рассказал о выпуске программы «Намедни», посвящённой памяти поэта, а также показал отрывки из трилогии «Русские евреи».

— Для меня это самая главная загадка — как можно родиться в уже совершенно советском Ленинграде и через советское так чувствовать Петербург. Как чувствовать себя в этом смысле русским поэтом, живя в такой совершенно советской среде — этот вопрос не имеет ответа. Как всякая гениальность не имеет объяснения, так и случай Бродского не поддаётся окончательному анализу.

«Намедни» про себя

На следующий день, 26 января, журналист отпраздновал в Петербурге свой юбилей. Несмотря на то, что он, как никто другой, любит подводить итоги различных эпох, обозначать важные события за свои 60 лет жизни журналист пока не готов.

— Ой нет, «Намедни» про себя выпускать — это последнее занятие.
Фото: официальное сообщество Леонида Парфёнова в vk.com
Фото: официальное сообщество Леонида Парфёнова в vk.com

Зато серии «Намедни», рассказывающие о жизни России в период с 2004 по 2010 год, уже находятся в работе. Как рассказал Парфёнов, на данный момент готов весь закадровый текст, а с 8 февраля начнутся съёмки введения. Но это ещё не все новинки, которые ждут поклонников журналиста в ближайшее время.

— 20 февраля начинается всероссийский прокат фильма «Русские грузины». Конечно, потом мы выложим на бесплатное потребление всем на Youtube. В общем, да, полно работы.
ПисателиМузеи
Новости партнеров